Вторник, 07.05.2024, 16:53
Приветствую Вас, Гость
Выступление с докладом на научно-практической конференции по проблемам совершенствования преподавания русского языка и литературы в КИУУ.

ОБУЧЕНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТСО

« Достоинство преподавания каждого учебного предмета зависит сколько от личности преподавателя, столько же и от тех учебных средств, какими он может свободно распоряжаться. Без них у него нет возможности удовлетворить многим педагогическим требованиям, как бы ни казались они ему основательными и разумными», - этими словами начинается книга В.Я.Стоюнина  «О преподавании русской литературы», написанная ещё в 1864 году. Эта мысль сейчас звучит особенно актуально. В сложной и важной работе словеснику необходимы теперь
не только «немые» пособия, но и «говорящие». В распоряжении учителя имеются разнообразные технические средства: электропроигрыватели, кино- и диапроекторы, магнитофоны, видеомаг¬нитофоны, компьютеры, интерактивные доски и т.д.

ГРАМЗАПИСИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ

В каждом школьном кабинете литературы должна быть фонотека, включающая   ком¬плекты пластинок с литературными записями, фонохрестоматии по литературе для средних учебных заведений, а также с записями песен и романсов на слова поэтов Х1Х-ХХ вв., пластин¬ки  с  записью инструментальной  музыки.
Наличие хорошей фонотеки в школе — база для творческой работы по обучению выразительному чтению на уроках литературы.

Когда и какие «звучащие страницы» рационально использовать при обучении школьников выразительному чтению?

Прежде всего грамзаписи применяются для ознакомления обучающихся с искусством звучащего слова и его выдающимися представителями. Назовём некоторых из них: А.И.Шварц, Н.Мордвинов, В.Качалов, А.Консовский, Н.Литвинов, И.Ильинский, Н.Грибов и другие.

Лучше всего применять чтецкие грамзаписи в процессе анализа текста и для его завершения.
Поскольку каждый исполнитель по-своему трактует то или иное литературное произ¬ведение и делится со слушателями именно своим пониманием текста, обсуждение,  насколько верно и глубоко чтецу или чтецам (многие литературные произведения записаны в исполнении разных чтецов) удалось выразить авторский замысел, может быть увлекательным и плодотвор¬ным путём анализа исполненного текста. В этом случае текст произведения должен быть предварительно прочитан
и самостоятельно обдуман обучающимися. Только тогда ученикам становится ясна мысль, когда они представят нарисованные автором картины, выяснят значения слов и т.п. Только тогда целесообразно дать им прослушать произведение в исполне¬нии мастера художественного слова. Например, при обучении выразительному чтению на материале стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» в 5 классе после анализа стихотворения можно предложить обучающимся прослушать исполнение отрывка мастером художественного слова, предварительно дав задание, обратить внимание на то, как чтец пере¬даёт динамику боя и затем в своём чтении постараться передать услышанные интонации.
Грамзапись позволяет включить в анализ произведения и третий вид искусства — музыку. Например, в 6 классе при изучении стихотворения М.Ю.Лермонтова «Парус» в исполнении Мордвинова  и романс Варламова «Белеет парус одинокий». После прослушивания уместно задать такие вопросы:
—  Какое из произведений — стихотворение Лермонтова или романс Варламова — вызвало у вас больше мыслей и чувств? Чем это можно объяснить?
—  Какое состояние паруса ярче выражено в романсе — его одиночество или мятежность? Что звучит тревожнее стихотворение или музыка на его слова?
Чтение должно быть весьма профессиональным. Но не только высокое качество исполнения побуждает словесников обращаться к грамзаписям.
В старших классах и на кружковых занятиях с учениками средних классов (но не младших, тем более не начальных) полезно иногда обсуждать и такое исполнение, которое не воспринимается слушателями безоговорочно, а вызывает критические оценки. Б.Ливанов читает «Бэлу» («Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова). Всем нравится простое, выразительное чтение, напоминающее рассказ очевидца, который не может не поделиться своими воспоминаниями. Чтение же К.Вахтеровым фрагментов из «Княжны Мери» явно неудачно. При анализе выясняется, что ошибка чтеца в том, что он не читает нам дневник Печорина,
не передаёт раздумья его автора, зафиксированные в «журнале», а играет Печорина. Это неестест¬венно, и скорее слышен Грушницкий, нежели Печорин. Если правильно организовать прослушивание и обсуждение чтецких выступление, если на конкретных записях помочь обучающимся понять, что хорошо, а что плохо и почему не очень удачно, то тем самым можно развить стремление обоснованно и объективно оценивать произведения искусства, повысить требовательность обучающихся к своим выступлениям.
Педагоги давно заметили: учиться слушать и учить слушать лучше всего на пластинках. Особенно учить слушать. Правда, без зрительного восприятия сначала люди устают, отвлекаются, особенно дети. Но, как правило, от «живых» концертов первоначальные впечатления долго бывают эмоциональными, но крайне сумбурными и расплывчатыми. Там ничего нельзя вернуть, дослушать. А здесь можно «остановить мгновенье», именно то, задевшее воображение, полюбившееся или изумившее. Послушать... Снова остановить...
Наиболее интересные чтецкие записи выполняют роль образца. И используются они в школе главным образом с этой целью. Бесспорно, учиться у мастеров нужно. Но не все словесники в слово «учиться» вкладывают правильный смысл. Некоторым  кажется, что учиться — это значит копировать, слепо подражать. Есть ещё такие чтецы, которые бесконечно крутя одну и ту же пластинку с записью выступления чтеца (например, И.Ильинского, кстати сказать, замечательного мастера художественного слова) стараются запомнить все интонации, имитировать голос чтеца, точно повторить темп исполнения и даже характер произнесения отдельных слов, т.е. Перенимают внешнюю оболочку и забывают о главном. Всё это делает чтение подражателя карикатурным, манерным.
Словесник теперь располагает качественным исполнением сотен произведений в различных творческих ключах, избавляя тем самым обучающихся от подражания кому-то одному.
Грамзаписи могут содействовать и эмоциональной подготовке обучающихся к чтению. Юным исполнителям бывает трудно вжиться в материал, сделать его своим, и нередко они не доводят работу до конца, хотя имеют силы справиться
с текстом. Здесь как раз и необхо¬дима помощь учителя, вооружённого техникой. Очень помогает ученикам овладеть произведе¬нием, психологически подготовиться к его исполнению прослушивание произведения того же жанра, того же автора или ознакомление с интересной записью о самом авторе исполняемого произведения. Иногда нужное настроение создаётся прослушиванием соответствующего по настроению инструментального произведения (особенно в старших классах).
Благодаря грамзаписям можно услышать на занятиях даже тех исполнителей, которые никогда уже не смогут лично выступить с чтением.
Стихотворения В.В.Маяковского трудны для выразительного чтения школьниками. В этом случае на помощь приходят записи с чтением своих произведений самим Маяковским. Авторское чтение гораздо убедительнее, чем любые доводы учителя.
Грамзаписи позволяют учителю давать при повторном воспроизведении текста некоторые пояснения к исполнению, направлять внимание обучающихся на определённые цели. Только давать эти пояснения нужно осторожно и умело, чтобы не нарушить целостного впечатления от произведения, получаемого при первоначальном ознакомлении с текстом. Некоторые произведения просто невозможно препарировать. Ценность их и заключается в том, что они просто, без всякого анализа, имеют глубокое эмоциональное воздействие на слушателя, и словесное анатомирование только разрушает это психологическое воздействие, эмоциональное очарование. Когда надо воздействовать, главным образом, на чувства, а не на разум.

МАГНИТОФОН ПРИ ОБУЧЕНИИ ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ

Магнитофон — одно из новых технических средств обучения — довольно быстро завоевал себе популярность. Теперь же они появились в большинстве школ, хотя и не стали ещё таким же необходимым предметом в классе, как доска, мел, математическая таблица и географическая карта. Возможности магнитофона использутся не полностью, а они всё расширяются.

Имеются два основных вида записи: предварительно сделанные, обычные и специаль¬но смонтированные, и записи, производимые непосредственно в ходе работы. Рассмотрим, с какой целью и как применяются  магнитозаписи при обучении выразительному чтению. Прежде всего они, как и грамзаписи, используются в качестве образца чтения. Это, как правило, перезаписи с пластинок, телепередач или записи отдельных чтецких выступлений. И методика их использования в принципе та же, что и грамзаписей.

Особо следует подчеркнуть роль магнитозаписей  как образцов для речевых упражне¬ний. Такие записи состоят из отдельных слов или словосочетаний,
реже — фраз (скороговорки) Между записями могут быть довольно продолжительные паузы, позволяющие повторить звуча¬вшие слова и даже записать на ленту своё произношение слова или фразы для дальнейшего сопоставления. Вообще значительна роль магнитозаписей для совершенство вания речи, речевого слуха.
Магнитофильмы (т.е. Специально смонтированные записи) в большей мере, чем пластинки, помогают словеснику знакомить школьников со спецификой различных литератур¬ных произведений и особенностями их звукового воплощения. Эти записи произведений на одну тему (например, «Тема любви в творчестве А.С.Пушкина») или одного жанра (баллады В.А.Жуковского, басни И.А.Крылова и др.) Такие звучащие сборники помогают ученикам понять, как те или иные особенности содержания и формы произведений литературы отражаю¬тся в художественном чтении.

Магнитофильмы более удобны, чем пластинки, и при обучении школьников анализу творческой манеры исполнителя, сопоставлению двух или нескольких трактовок одного и того же текста. В отличие от грамзаписей магнитофильмы могут содержать не только параллельные записи, но и более сложные композиции. Так для сопоставления чтения относительно объём¬ных произведений (более двух-трёх минут звучания) полезно предлагать вначале
оба исполнения целиком, а затем — построфно или по частям. Так можно, например, анализировать «Смерть поэта» М.Ю.Лермонтова.
Могут быть сопоставлены и отдельные части произведения. Например, зачин «Песни про купца Калашникова» в исполнении Н. Мордвинова, а затем П.Садовского.

Работая с магнитной лентой, учитель имеет возможность включить запись точно в нужной части и на любой срок.
Так как не создан ещё специальный комплект пластинок для обучения выразитель¬ному чтению, учитель-словесник совместно с обучающимися может изготовить  магнитофильмы для ознакомления с теорией искусства художественного слова. Такие записи включают поя¬снения педагога и примеры. На специальных занятиях по выразительному чтению и кружковой работе могут быть применены магнитофильмы: «Виды логической паузы», «Способы выделе¬ния», «Отличие рассказывания, чтения от игры актёра» и др.

Магнитофон позволяет записать и затем воспроизвести и яркие, характерные приме¬ры. Умело подобранные записи — материал для упражнений, для закрепления определённых умений и навыков.

Трудно переоценить магнитофон как устройство записывающее процесс и результаты работы по выразительному чтению. Такая фиксация ценна и для разнообразных исследований словесника, и для дальнейшего общественно полезного применения записей: трансляций по школьному радио (Например, урок-конкурс на лучшее чтение стихотворений, посвящённых Великой Отечественной войне и т.д.) анализа качества исполнения и т.п. Большую педагогичес¬кую ценность имеет ознакомление обучающихся с особенностями их чтения. Прослушивание, а иногда и анализ записи своего чтения способствует устранению многих существенных ошибок.
Главное, однако, использование магнитофонных записей в процессе обучения, когда ученик, услышав своё чтение и практически оценив его недостатки, исправляет их. Ученик читает подготовленный текст. Он знает, что результаты работы будут фиксироваться, поэтому читает вдумчиво, взволнованно. По окончании чтения класс обсуждает исполнение, отмечая достоинства и недостатки. Нередко тут же воспроизводится только что сделанная запись или часть её. Ученики дают советы, как исправить допущенные ошибки. Предложения эти обсуждаются, а читающий ученик принимает или не принимает их, мотивируя своё несогла¬сие. Путь исправления недостатков подсказывается главным образом учителем. После такого действенного обсуждения ученик читает снова,  а затем сразу подряд воспроизводятся оба исполнения. Теперь видно, чему научился ученик, над чем предстоит потрудиться. Такая работа полезна и отвечающему и всему классу: развивается вкус, умение правильно оценивать чтение, намечать пути исправления недостатков. Видеть результат своей работы — очень важный стим¬ул!

Иногда полезно записать чтение одного и того же текста двумя-тремя обучающимися и сопоставить их исполнение. Таким образом, магнитофон находит широкое, разнообразное применение при обучении выразительному чтению. Использование его эффективно при соблю¬дении ряда условий. Наиболее общими являются следующие: достаточно хороший технический уровень записей и их воспроизведения; умение словесника быстро, чётко работать на записи и воспроизведении; периодическое, но не слишком частое использование магнитофона. Правиль¬ное применение магнитофона делает работу учителя и обучающихся более содержательной, эффективной, способствует развитию самостоятельности и творческой активности.

РАДИО И ТЕЛЕВИДЕНИЕ В ОБУЧЕНИИ ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ

Радио и телевидение — сравнительно молодые, но уже незаменимые помощники словесника: слушатели и зрители знакомятся с литературными произведениями в исполнении авторов и чтецов-профессионалов.
Всесоюзное радио с 1968 г. передавало в эфир цикл лекций-концертов «Искусство чтеца». В  него входят творческие портреты выдающихся исполнителей («Антон Шварц», «Игорь Ильинский», Ираклий Андроников»
и др.), групповые портреты чтецов  («Актёры на литературной эстраде» и др.),
 а также беседы, посвящённые отдельным вопросам исполнительства («Искусство художественного слова и сов.  литература»,  «Д.Н.Журавлёв чита¬ет Пушкина» и др.) В передачах находят отражение важнейшие вопросы истории, теории и практики искусства звучащего слова. Записи исполнения, высказывания мастеров, главы из книг помогают заглянуть в творческую лабораторию чтеца. Учителя-словесники вместе с обу¬чающимися прослушивают передачи этого цикла, обсуждают. Такие передачи записываются на магнитофон и могут использоваться на уроках фрагментарно или полностью.
Звукозаписи многих передач центрального радио имеются в фонотеках областных радиостудий. Отдельные передачи цикла «Искусство чтеца»

Всесоюзное радио повторяет по заявкам слушателей.
Весьма полезно прослушивание бесед о русском языке, особенно передач об изобразительной силе слова, о литературном произношении, ударении и т.д.
Телевизионные передачи, в которых участвуют известные мастера художественного слова, тоже помогают узнать и полюбить искусство звучащей литературы. Сейчас записаны на ленту видеомагнитофона телевизионные фильмы, знакомящие с творчеством Д.Н.Журавлёва, И.В.Ильинского, И.Андроникова и др. Запечатлены и отдельные литературные концерты, где тексты читают разные исполнители.
Телевидение стало сейчас самым массовым и самым доступным зрелищем. Учителя-словесники обращаются к телепередачам в основном во внеурочное время, а также на специальных телеуроках. Используются эти телепередачи по-разному, в зависимости от целей работы и типов передач. Главным образом это коллективные и индивидуальные просмотры с последующими обсуждениями — устными и письменными.

В последнее время в программу телевидения включается много фильмов — экраниза¬ций литературных произведений. Например, в 1985 году демонстрировался фильм «Мёртвые души». Блестящее исполнительское мастерство актёров, режиссёрские находки, несомненно, помогут учителю в изучении поэмы Гоголя. А чтение отрывков «Русь», «Птица-тройка» станет осмысленным, прочувствованным. Те, кто имеют видеомагнитофон, могли получить прекрас¬ные наглядные пособия, записав спектакль МХАТа «Горе от ума» и чтение И.В.Ильинским «Старосветских помещиков» и др.
Телевизионные передачи всё больше находят применение на уроках литературы.

Приложение к докладу « Обучение выразительному чтению на уроках
литературы с помощью ТСО»
Урок литературы в шестом классе
ТЕМА: Н.А.Некрасов «Мороз, Красный нос».
ЦЕЛЬ:  1)обучению выразительному чтению; закрепление знаний учащихся о переносах и подтексте, определение исполнительской задачи;
2) образ русской женщины, созданный Некрасовым, отношение автора к изображаемому; значение творчества Некрасова;
3) эстетическое воспитание учащихся.
ОБОРУДОВАНИЕ: магнитофон, проигрыватель, грамзапись, кодоскоп,
иллюстрации к поэме.
                                       ХОД УРОКА.
I. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
1. Рассказ учащегося об образе Дарьи.
2. Беседа по иллюстрациям.
— Рассмотрите иллюстрации. Соответствуют ли они вашему представлению о героях поэмы?
II. БЕСЕДА О СВОЕОБРАЗИИ НЕКРАСОВСКОЙ ПОЭМЫ.
—  В чём заключается своеобразие некрасовской поэмы?
(Крестьянская  жизнь — основной материал поэмы. Воплощение лучших черт русской женщины в образе крестьянки. Связь поэмы с фольклором. Трёхсложные размеры стиха, близкие к ритму крестьянских песен. Личность автора в поэме, его отношение к жизни, к людям, мечты о будущем, размышления о себе. Близость поэмы  к картинам   Е.Серебряковой.)
III. ПОДГОТОВКА К ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ ПОЭМЫ.
— В центре поэмы — образ русской крестьянки. Он представлен в образе Дарьи, изливающей своё горе в потрясающих душу плачах, и в образе величавой славянки, с «походкой, со взглядом цариц».
Идеальный образ русской женщины даёт поэт в 1У главе I части. Нам предстоит выразительное чтение этой главы. Какова исполнительская задача? (Назвать прекрасные качества русской женщины, описывая её красоту)
— Что же ценит народ в женщине?
— Что такое перенос в стихотворении?
IV. ПРОСЛУШИВАНИЕ ГРАМЗАПИСИ И СОСТАВЛЕНИЕ ПАРТИТУРЫ ОТРЫВКА.
(проверка партитуры отрывка через кодоскоп)
V. ЗАПИСЬ ЧТЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА МАГНИТОФОН И АНАЛИЗ ЭТОГО ЧТЕНИЯ.
VI. ПОВТОРНОЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ ОТРЫВКА ПОСЛЕ ВЫЯВЛЕНИЯ НЕДОЧЁТОВ.
VII. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
Задание: Подготовка выразительного чтения отрывков по группам. Группа А:
— Какова исполнительская задача чтения отрывка?
— Какую строку или несколько строк вы считаете главными в этих строфах, почему?
(ХУ1-ХУП гл. Исполнительская задача — рассказать об отчаянии Дарьи, об её одиночестве среди равнодушной природы, заставить слушателей пожалеть Дарью в её безутешном горе)
Группа Б:                                                                                                         
— Найдите строки, в которых подтекст противоположен их прямому смыслу. (ХХ-ХХ1 гл. Исполнительская задача — описать тяжёлый одинокий труд Дарьи, заставить слушателей поверить, что даже хороший урожай — не радость для вдовы)
Группа В:
— На сколько частей можно разделить главу? Каков смысл вопросительных предложений в этой главке?
(XXIV гл. Исполнительская задача — вызвать у слушателей тревогу за Дарью, все беды крестьянской жизни могут обрушиться на неё)
УШ.ПРОВЕРКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.
IX. ИТОГ УРОКА.
—  Почему картину радостного крестьянского труда поэт нарисовал во сне Дарьи?
— Прочитайте конец поэмы Некрасова в первом варианте (проецирование через кодоскоп):
Она не погибла. - Лукавый
Хотел погубить, да не мог.
Служивший семейству со славой
Савраска — и тут ей помог...
Коснулось знакомое ржанье
До слуха крестьянки моей,
И быстро проснулось сознанье...
— Почему впоследствии поэт изменил конец поэмы?
— На сколько верно подобран эпиграф к изучению творчества Н.А.Некрасова «Я лиру посвятил народу своему»?
X. ЗАДАНИЕ НА ДОМ.
Написать черновой вариант сочинения на одну из выбранных на первом уроке по творчеству Некрасова тем.