Вторник, 07.05.2024, 11:50
Приветствую Вас, Гость
МОУ «Глебовская средняя общеобразовательная школа» Ржевского района Тверской области
Исследовательская работа по литературе XІX века «Роль изобразительно-выразительных средств языка в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино»
Выполнила ученица 8 класса Воскресенская Анастасия Игоревна.
Руководитель Хренова Наталия Дмитриевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Глебовская CОШ»
д. Глебово 2012 год
Цель исследования: Проследить, какую роль играют изобразительно-выразительные средства языка в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино». Задачи: 1. Изучить литературу по теме «Бородинская битва». 2. Изучить литературу по теме «Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино». 3. Изучить литературу по теме «Роль изобразительно- выразительных средств языка в художественном произведении». 4. Проанализировать стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино», выявить роль изобразительно-выразительных средств языка для передачи основной мысли стихотворения. 5. Подвести итоги и создать презентацию. Методы исследования: изучение критической литературы; Интернет-исследование; анализ и синтез.
План исследования: 1. Введение………………………………………… 3
2.Основная часть……………………………………………………………........ 4
3. Заключение…………………………………………………………. 8
4. Литература………………………………………………………….. 9
5. Приложения: 1) Биография М.Ю.Лермонтова……………………………… 10
2) Бородинское сражение …………………………………….. 14
3) Полководцы – участники войны 1812 года……………….. 18
4) Наши земляки – участники Бородинского сражения……...32
5) Памятники Бородинского поля…………………………….. 44
6) Современная реконструкция Бородинского сражения…... 46
7) Текст стихотворения «Бородино» …………………………. 48
8) Песня «Бородино»……………………………………………50
                   Введение Указом Президента Российской Федерации 2012 год объявлен Годом Российской истории. Одно из важнейших событий истории России – Отечественная война 1812 года. Совсем немного времени осталось до 200-летия со дня Бородинского сражения – главного сражения Отечественной войны двенадцатого года, нашедшего отражение в художественной литературе. Вот как об этом сказал Л.Н.Толстой в своём великом романе «Война и мир»: «Прямым следствием Бородинского сражения было беспричинное бегство Наполеона из Москвы…погибель пятисоттысячного нашествия и погибель наполеоновской Франции, на которую в первый раз под Бородиным была наложена рука сильнейшего духом противника». Но начнём всё по порядку. Итак, 12 (24) июня 1812 года наполеоновские войска, переправившись через Неман, вторглись в пределы России. Началась Отечественная война, а до этого Наполеон уже покорил почти всю Европу. Наполеону противостояло почти вдвое меньше русских войск, к тому же разделённых на три армии. По плану Наполеона предполагалось разбить более слабые русские армии по отдельности. Поэтому в начале войны русские армии отступали, не желая давать генеральное сражение до того момента, как соединятся все вместе. Армии Барклая-де-Толли и Багратиона смогли соединиться только под Смоленском, где в начале августа произошло кровопролитное сражение. Смоленск пал, но русские сумели организованно отойти за Днепр. Наполеон рвался к Москве. Русский император Александр I под давлением общественного мнения назначил главнокомандующим соединённых армий Кутузова, который и принял решение дать генеральное сражение у села Бородино в 120 км от Москвы. 26 августа (7 сентября) состоялось Бородинское сражение. Силы были почти равными. Кутузов решил применить тактику изматывания противника. Инициатива во время сражения была в руках Наполеона, но он не смог разгромить русскую армию. Геройски сражались русские солдаты под командованием Багратиона (он был смертельно ранен), Барклая-де-Толли, Раевского, Ермолова. После двухдневного сражения армии остались на прежних позициях. Наполеон писал: «Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы в нём показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми…». После совета в Филях Кутузов принял непростое решение об оставлении Москвы. «С потерей Москвы не потеряна Россия»,– говорил он. Французский император вступил в Москву, встретившую его пожарами. Наполеоновская армия на своей шкуре узнала, что такое «дубина народной войны» (Л.Н.Толстой). Началось партизанское движение, героями которого стали простые крестьяне Герасим Курин и Ермолай Четвертаков, старостиха Василиса Кожина, лихие партизанские командиры – Денис Давыдов, Алексей Сеславин. Последний наш земляк – родился и похоронен в Тверской губернии. На месте бывшей деревни Есёмово Ржевского района Тверской области сохранилась могила легендарного генерала. Сохранив армию, Кутузов вынудил французов покинуть Москву, а после нескольких кровопролитных сражений отступление французской армии превратилось в бегство. 6 декабря Наполеон оставил свою армию. Спустя всего неделю, полторы тысячи человек, оставшихся от Великой Армии Наполеона, окончательно покинули пределы России. Таким образом, Отечественная война 1812 года завершилась полной победой русских войск. Русский народ по праву гордится своей победой в Отечественной войне двенадцатого года, а Бородинскому сражению посвящено множество статей, рассказов, воспоминаний, научных исследований. Эти события нашли отражение и в художественной литературе. Основная часть В 1837 году исполнялось двадцатипятилетие Отечественной войны двенадцатого года. Приближалась годовщина Бородинского сражения. В журналах появилось много хвалебных статей, посвящённых подвигам героев, военачальников, царя, а о простом рядовом солдате как будто забыли. И вот в печати появилось стихотворение, которое не только поставило на первое место простого человека, но и стало символом непобедимости русского духа. «Бородино» – так коротко и ёмко называлось это стихотворение. Под стихотворением стояла подпись М. Лермонтов. Бородино – одна из величайших в истории битв, в которой решалась наша судьба – судьба народов России, Бородино – самый важный момент в ходе Отечественной войны 1812 года. В этом сражении с наивысшей силой проявился патриотический подъём русской армии и всего русского общества. Бородино – великое поражение Наполеона, начало его заката и гибели его «непобедимой» армии. Вот какой обширный и глубокий смысл вложил М. Ю. Лермонтов в заглавие своего стихотворения. М.Ю. Лермонтов родился, когда Отечественная война была окончена и победоносные русские войска уже находились в Париже. Но с детских лет он слышал рассказы об Отечественной войне и о знаменитом сражении. Его дядя со стороны матери был участником Бородинского сражения и мог, конечно, поделиться своими впечатлениями о тех временах. Поэтому появление этого стихотворения было не случайно, а закономерно. Перечитывая сборник стихотворений М.Ю.Лермонтова, я обратила внимание, что появлению стихотворению «Бородино», предшествовало много других, в которых так или иначе затронута тема Отечественной войны 1812 года. Это и стихотворение «Поле Бородина» (1830-1831), в котором встретились строчки, знакомые и по стихотворению «Бородино», и «Два великана"(1832), посвященное двадцатилетней годовщине Отечественной войны двенадцатого года. Это и стихотворения, непосредственно посвящённые Наполеону Бонапарту «Наполеон»(1829), «Воздушный корабль»(1840). Значит, тема эта волновала М.Ю.Лермонтова, не давала покоя и вылилась, в конце концов, в такое патриотическое стихотворение, которое и сегодня с удовольствием читают и перечитывают взрослые и дети. В.Г.Белинский в статье о творчестве М.Ю.Лермонтова писал: «Первая пьеса Лермонтова напечатана была в «Современнике» 1837 года, уже после смерти Пушкина. Она называется «Бородино». Поэт представляет молодого солдата, который спрашивает старого служаку: – Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спалённая пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые? Да, говорят, ещё какие! Не даром помнит вся Россия Про день Бородина. Вся основная идея стихотворения выражена во втором куплете, которым начинается ответ старого солдата, состоящий из тринадцати куплетов: Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри – не вы! Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля... Не будь на то господня воля, Не отдали б Москвы! Эта мысль - жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошедшему, столь полному славы и великих дел. Это стихотворение отличается простотою, безыскусственностью: в каждом слове слышите солдата, язык которого, не переставая быть грубо простодушным, в то же время благороден, силён и полон поэзии. Ровность и выдержанность тона делают осязаемо ощутительною основную мысль поэта». Конечно, читая стихотворение, каждый чувствует эту основную мысль – беззаветную любовь к родине, родному народу-победителю, отстоявшему национальную независимость. Старый солдат, рассказывая о Бородинском сражении, говорит от имени всего народа. Именно поэтому в его рассказе часто употребляются местоимения «я» и «мы», которые плавно сменяют друг друга, так что переход от «я» к «мы» и от «мы» к «я» не заметен: Забил заряд я в пушку туго И думал: угощу я друга! Постой-ка, брат мусью! Что тут хитрить, пожалуй к бою; Уж мы пойдем ломить стеною, Уж постоим мы головою За родину свою! И недовольство отступлением, и решительное желание быстрее вступить в бой с противником – это воля всего народа, готового отдать жизнь за свою родину без малейшего колебания. Это и есть та «скрытая теплота патриотизма», о которой скажет позднее Л.Н.Толстой в «Войне и мире». М.Ю.Лермонтов на столько проникся пониманием народного характера, что легко говорит за солдата-артиллериста, употребляя просторечные слова и выражения, фразеологизмы, народно-поэтическую лексику: «у наших ушки на макушке», «постой-ка, брат, мусью», «полковник наш рожден был хватом» и другие. Прилег вздремнуть я у лафета, И слышно было до рассвета, Как ликовал француз. Но тих был наш бивак открытый: Кто кивер чистил весь избитый, Кто штык точил, ворча сердито, Кусая длинный ус. Чередование четырёхстопного ямба с трёхстопным, который позволяет выделить важные в смысловом отношении строки, в то же время служит и для передачи живой, непринуждённой разговорной речи. С другой стороны, здесь присутствует высокий стиль, яркая образность, которые призваны подчеркнуть особую значимость изображаемых событий для всего русского народа, всей нации: «поле грозной сечи», «французы двинулись, как тучи», «сражен булатом, он спит в земле сырой» и другие. И молвил он, сверкнув очами: «Ребята! не Москва ль за нами? Умремте ж под Москвой, Как наши братья умирали!» И умереть мы обещали, И клятву верности сдержали Мы в Бородинский бой. Ну ж был денек! Сквозь дым летучий Французы двинулись, как тучи И всё на наш редут. Уланы с пестрыми значками, Драгуны с конскими хвостами, Все промелькнули перед нам, Все побывали тут. Вам не видать таких сражений!.. Носились знамена, как тени, В дыму огонь блестел, Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел Изведал враг в тот день немало, Что значит русский бой удалый, Наш рукопашный бой!.. Земля тряслась – как наши груди, Смешались в кучу кони, люди, И залпы тысячи орудий Слились в протяжный вой… До сих пор речь старого солдата была спокойна, нетороплива, выражал ли он недовольство стариков отступлением, или нетерпение дать бой врагу, вступившему на русскую землю, или описание ночи накануне главного сражения, или сожаление о гибели командира «Он спит в земле сырой». Но вот девятой строфе ритмика стихотворения резко меняется. Высокая лексика «молвил, сверкнув очами», «Умрёмте ж под Москвой,/ Как наши братья умирали», «клятва верности», «Бородинский бой» в сочетании с риторическим вопросом-восклицанием, повторами «Москва», «под Москвой», «умрёмте ж», «умирали», «умереть», создают особое настроение приподнятости, выражают нарастание, накал страстей, динамику боя. Всё более воодушевляясь, ветеран с восторгом передаёт события бородинского боя: «Ну ж был денёк!» Так мог сказать только непосредственный участник сражения. Он как будто заново переживает лихорадку боя. Образные картины стремительно сменяют одна другую, чему способствуют бессоюзные сложные предложения, большое количество глаголов и такая стилистическая фигура, как инверсия. Несколько эпитетов и сравнений довершают страшную картину боя: «дым летучий», «бой удалый», «протяжный вой», «гора кровавых тел», «как тучи», «как тени», «как наши груди». И гордость, гордость участника великих событий «Вам не видать таких сражений!..»,– готового отдать жизнь за родину вместе с «братьями»- защитниками отечества. Вот смерклось. Были все готовы Заутра бой затеять новый И до конца стоять… Вот затрещали барабаны – И отступили басурманы. Тогда считать мы стали раны, Товарищей считать. Заутра – на утро следующего дня, затрещали барабаны – огласили поле звуками, басурманы – враги, иноземцы. Разговорная лексика кажется естественной и единственно возможной в данной ситуации, как и «тогда считать мы стали раны, /Товарищей считать». Бой закончен, закончен несомненной победой русских, которые в рукопашном бою непобедимы, потому что сражаются до последнего. Ветеран уверен «Когда б на то не божья воля, / Не отдали б Москвы!» «Старый солдат», «ветеран», участник сражения» говорим мы, анализируя стихотворение, забывая, что автор его двадцатитрёхлетний молодой человек, который не только не был свидетелем этого события, но и родился спустя два года после Отечественной войны двенадцатого года. И, хотя он имел военный опыт, участвуя в войне с горцами на Кавказе, произойдёт это позже написания стихотворения. Тем значительнее заслуга молодого поэта, который полностью перевоплотился в простого солдата и сумел поднять этого солдата на такую высоту, что его образная, народная речь, в некоторых местах не лишённая патетики, близка и понятна каждому русскому человеку вот уже почти два века. В каждом русском сердце находят отклик слова о клятве верности, о мужестве и героизме защитников Родины. Заключение Итак, подводя итог сказанному, надо отметить, что изобразительно-выразительных средств языка в стихотворении «Бородино» немного. Во-первых, это лексические средства: разговорная и просторечная лексика, экспрессивно окрашенная, фразеологизмы («что тут хитрить», «уж мы пойдём ломить стеною», «ушки на макушке», «поле грозной сечи», «что толку в этакой безделке?» и другие). Во-вторых, использованы морфологические средства. В описании боя автор использует глаголы прошедшего времени, но эти глаголы так зримо передают напряжение боя, волнение старого солдата, заново переживающего события сражения, что это волнение предаётся слушателям или читателям стихотворения. А элементы звукописи «звучал булат, картечь визжала» усиливают этот эффект. В-третьих, в стихотворении использованы и специальные изобразительные средства: эпитеты, сравнения, синекдоха («рука бойцов колоть устала»), гипербола («ядрам пролетать мешала»), инверсия, нераспространённые простые предложения в составе бессоюзных сложных. Все использованные средства выразительности направлены на передачу чувства любви к родине, гордости за народ, имеющий такое самосознание, что стихотворение «Бородино» стало гимном русским богатырям, отдавшим свою жизнь за родину. В рассказе старого солдата правдиво и драматично отражен дух патриотизма, чувство боевого товарищества и готовности «до конца стоять». В этом и заключается роль изобразительно-выразительных средств языка в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино», ставшем народной песней. А Лев Николаевич Толстой отмечал, что без «Бородино» не было бы другого великого творения – «Войны и мира».
Литература: 1.Белинский В.Г. Избранные статьи: Стихотворения М.Лермонтова.– М.: Детская литература, 1974 2. Родные поэты. Стихотворения русских поэтов-классиков ХIХ и начала ХХ века /сост. и биографические справки Н.С.Шер. – М.: Детская литература, 1973 3. Русские писатели. Библиографический словарь. /под ред. П.А.Николаева. – М.: Просвещение, 1990 4. Русский язык и литература. Средства и приёмы выразительной речи. 5-9 кл.: тренинговые задания на уроках. /сост. М.Е.Кривоплясова. – Волгоград: Учитель, 2007 5. Толстой Л.Н. Война и мир. т.3, ч.2, стр.199. – М.: Просвещение, 1981 6 . Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. История России. WINDOWS DVD. Версия 2011 г.