Вторник, 07.05.2024, 13:59
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи

Всего материалов в каталоге: 3
Показано материалов: 1-3

Выступление с докладом на научно-практической конференции по проблемам совершенствования преподавания русского языка и литературы в КИУУ. 1986 г.


Мои статьи | Просмотров: 641 | Добавил: NATALI | Дата: 31.03.2012 | Комментарии (0)

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА
И ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА ОБУЧАЮЩИХСЯ К ИЗУЧАЕМЫМ ПРЕДМЕТАМ
Нестандартные уроки с их возможностями повышения мотивации деятельности  обучающихся,  сотрудничества  учителя  и  обучающихся давно  привлекают  внимание  и  применяются  на  практике  многими творчески работающими учителями. В нашей практике также использовались  отдельные  формы  таких уроков, но систематическая  работа над
темой началась с  1994 года. Накопленный опыт позволяет сделать  некоторые выводы и обобщения.
          Для чего нужны нестандартные уроки?
          Во-первых,  методического разнообразия требует сам  изучаемый материал. Ведь жизненный  путь и  творчество каждого писателя непов
торимы, и, следовательно, к  их  изучению  необходимо  подходить по-разному. Не терпит шаблона и овладение грамматическими явлениями, лексической стороной языка.
        Во-вторых, необходимость методического разнообразия диктуется самим  характером  школьной  жизни,   представляющей  собой  прежде
всего бесконечную повторяемость. Урок, многократно повторённый  по своей  структуре  и  выполняемым  умственным  операциям,  притупляет внимание, надоедает, вызывает отрицательные эмоции , снижает  эффективность   учебного  процесса.  Следовательно,  необходимо    нарушить монотонность,  разорвать  ярким, необычным  событием, которое надолго бы запечатлелось в памяти и позитивно влияло на  процесс обучения.
         В-третьих,   нестандартные  уроки  необходимы  для    воспитания творческой личности. Ученик должен  постоянно  видеть  перед   собой примеры творческого отношения к делу, тогда он сам всё время  учится творчеству и уже не представляет для  себя  другого  возможного стиля деятельности.
Мои статьи | Просмотров: 520 | Добавил: NATALI | Дата: 16.02.2012 | Комментарии (0)

          Проблема, над которой я работала последние пять лет, «Многоаспектный лингвостилистический анализ художественного текста на уроках русского языка».  
         Выбор проблемы  не  случаен.  Анализ результатов  ЕГЭ  и    ГИА  показывает, что у детей недостаточно сформирована способность проводить разнообразные виды языкового анализа  на  функционально-семантической основе, то есть с учётом семантической  характеристики   языкового явления и его функциональных особенностей. Подобный анализ, являющийся основой формирования лингвистической   компетентности выпускников, развивает способность не только опознавать и анализировать языковые явления, но и правильно, стилистически уместно, выразительно употреблять их  в собственной речи. Реализация данного аспекта в обучении  требует повышенного внимания  к  семантической  стороне языка, к  выяснению  внутренней сути языкового явления, знакомства с разными типами языковых значений и формирования способности  опираться  на  него  при  решении  разнообразных языковых задач. Многие просчёты в формировании языковой компетентности связаны с отсутствием представления о многофункциональности языкового явления   как грамматического, коммуникативного и эстетического феномена.
          Одна  из  причин, которые вызывают трудности у выпускников  в практическом применении  полученных  знаний,  как   раз и  состоит   в разрыве теории с практикой. Перегруженность  теоретическим  матери-алом не даёт возможности отработать материал практически. Мало времени отведено и на специальные уроки по развитию речи. Невозможно научить говорить правильно и красиво, не занимаясь этим систематически, а только от случая к случаю.
             Другая причина заключается в том, что человек с рождения говорит на родном языке, не задумываясь, почему он так говорит.  Хорошо, если ребёнок живет в высоко культурной среде и слышит   правильную литературную речь. В большинстве же своем он слышит речь далеко не литературную. Стихийная речь, не основанная на знании законов
языка, негативное  влияние  жаргонов  и  сленга, обедняют и  без того недостаточный  словарный  запас  выпускников, грамматический  и стилистический уровни владения речью.
           Отсюда возникает необходимость развивать языковой эстетический  вкус  обучающихся , способность осознавать эстетическую ценность  высказывания, объяснять  языковые  истоки  его  образности     и выразительности,  а  также  формировать  у обучающихся потребность совершенствовать  свою  собственную  речь, приближая её к  эстетическим речевым нормам.

Мои статьи | Просмотров: 572 | Добавил: NATALI | Дата: 13.02.2012 | Комментарии (0)