Главная » Статьи |
Всего материалов в каталоге: 3 Показано материалов: 1-3 |
Выступление с докладом на научно-практической конференции по проблемам
совершенствования преподавания русского языка и литературы в КИУУ. 1986 г. |
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА ОБУЧАЮЩИХСЯ К ИЗУЧАЕМЫМ ПРЕДМЕТАМ Нестандартные уроки с их возможностями повышения мотивации деятельности обучающихся, сотрудничества учителя и обучающихся давно привлекают внимание и применяются на практике многими творчески работающими учителями. В нашей практике также использовались отдельные формы таких уроков, но систематическая работа над темой началась с 1994 года. Накопленный опыт позволяет сделать некоторые выводы и обобщения. Для чего нужны нестандартные уроки? Во-первых, методического разнообразия требует сам изучаемый материал. Ведь жизненный путь и творчество каждого писателя непов торимы, и, следовательно, к их изучению необходимо подходить по-разному. Не терпит шаблона и овладение грамматическими явлениями, лексической стороной языка. Во-вторых, необходимость методического разнообразия диктуется самим характером школьной жизни, представляющей собой прежде всего бесконечную повторяемость. Урок, многократно повторённый по своей структуре и выполняемым умственным операциям, притупляет внимание, надоедает, вызывает отрицательные эмоции , снижает эффективность учебного процесса. Следовательно, необходимо нарушить монотонность, разорвать ярким, необычным событием, которое надолго бы запечатлелось в памяти и позитивно влияло на процесс обучения. В-третьих, нестандартные уроки необходимы для воспитания творческой личности. Ученик должен постоянно видеть перед собой примеры творческого отношения к делу, тогда он сам всё время учится творчеству и уже не представляет для себя другого возможного стиля деятельности. |
Проблема, над которой я работала последние пять лет, «Многоаспектный лингвостилистический анализ художественного текста на уроках русского языка». Выбор проблемы не случаен. Анализ результатов ЕГЭ и ГИА показывает, что у детей недостаточно сформирована способность проводить разнообразные виды языкового анализа на функционально-семантической основе, то есть с учётом семантической характеристики языкового явления и его функциональных особенностей. Подобный анализ, являющийся основой формирования лингвистической компетентности выпускников, развивает способность не только опознавать и анализировать языковые явления, но и правильно, стилистически уместно, выразительно употреблять их в собственной речи. Реализация данного аспекта в обучении требует повышенного внимания к семантической стороне языка, к выяснению внутренней сути языкового явления, знакомства с разными типами языковых значений и формирования способности опираться на него при решении разнообразных языковых задач. Многие просчёты в формировании языковой компетентности связаны с отсутствием представления о многофункциональности языкового явления как грамматического, коммуникативного и эстетического феномена. Одна из причин, которые вызывают трудности у выпускников в практическом применении полученных знаний, как раз и состоит в разрыве теории с практикой. Перегруженность теоретическим матери-алом не даёт возможности отработать материал практически. Мало времени отведено и на специальные уроки по развитию речи. Невозможно научить говорить правильно и красиво, не занимаясь этим систематически, а только от случая к случаю. Другая причина заключается в том, что человек с рождения говорит на родном языке, не задумываясь, почему он так говорит. Хорошо, если ребёнок живет в высоко культурной среде и слышит правильную литературную речь. В большинстве же своем он слышит речь далеко не литературную. Стихийная речь, не основанная на знании законов языка, негативное влияние жаргонов и сленга, обедняют и без того недостаточный словарный запас выпускников, грамматический и стилистический уровни владения речью. Отсюда возникает необходимость развивать языковой эстетический вкус обучающихся , способность осознавать эстетическую ценность высказывания, объяснять языковые истоки его образности и выразительности, а также формировать у обучающихся потребность совершенствовать свою собственную речь, приближая её к эстетическим речевым нормам. |