Вторник, 07.05.2024, 23:44
Приветствую Вас, Гость
Тема:   Речеведческий анализ художественного текста.
Цель:  1) систематизация сведений о признаках текста, теме, основной мысли, средствах связи предложений, частей текста, о типах  речи,
художественном стиле и его жанрах, об изобразительно - выразительных средствах языка;
           2)  формирование умения речеведческого анализа художественного текста; развитие связной речи обучающихся;
           3)  создание эмоциональной обстановки, способствующей воспитанию у детей любви к Родине, гордости за отечественную литературу, нравственному самосовершенствованию.

Оформление доски и оборудование: Левое крыло доски — портрет Н.В. Гоголя, цитата «Все сочинения Гоголя посвящены исключительно изображению мира русской жизни, и у него нет соперников воспроизводить её во всей её истинности»( В.Г. Белинский),
правое крыло — иллюстрации к поэме «Мёртвые души», цитата «...ни в ком из наших писателей не выражалось так живо и ясно сознание своего патриотического значения, как в Гоголе. Он прямо себя считал человеком, призванным служить не искусству, а отечеству, он думал о себе: «Я не поэт, а гражданин». (Н.Г. Чернышевский),
центральная часть доски — дата, тема урока, эпиграф «...в каждом слове бездна пространства, каждое слово необъятно, как поэт». (Н.В. Гоголь);
план анализа текста; выставка книг Н.В. Гоголя, словари, раздаточный материал, распечатки текстов, компьютер, проектор.
                                                                                                  Ход урока.

I. Вступительное слово учителя.

— Завершая работу над темой «Русский литературный язык и его стили», мы сегодня будем учиться речеведческому анализу художественного текста.
Первого апреля (по новому стилю) 2009 года исполнилось 200 лет со дня рождения великого русского писателя Н.В. Гоголя. Поэтому мы и обратимся к творчеству Николая Васильевича, а точнее к его бессмертной комедии «Мёртвые души». Обращаю ваше внимание на высказывания современников Гоголя — В.Г.Белинско- го и Н.Г. Чернышевского о его творчестве, о нём самом (зачитываются цитаты).
Гоголь — один из мировых гениев словесного искусства, его имя произносится в одном ряду с именами Гомера, Данте, Сервантеса... а главный труд его жизни — «Мёртвые души» называют эпопеей.
Эпопея — крупное произведение эпического жанра, повествующее о значительных исторических событиях. Например, эпические поэмы Гомера («Илиада» и «Одиссея») или роман «Война и мир» Л.Н. Толстого.
Определяя своё творение как поэму, Н.В. Гоголь действительно собирался показать в ней всю Россию, «хотя бы с одного боку». Поэма пронизана лирическими отступлениями, в которых Гоголь восторгается родиной, её просторами, народом, его метким словом. А уж кто, кто, а Гоголь знал цену слову. Он считал, что «в каждом слове бездна пространства, каждое слово необъятно, как поэт». И наша задача — сегодня на уроке попытаться проникнуть в гоголевское слово, понять и почувствовать, что хотел выразить писатель в том отрывке из поэмы «Мёртвые души», который вы сейчас услышите. Но сначала нам необходимо вспомнить некоторые теоретические сведения.

II. Первичное повторение.

1.Беседа.
— Что называется текстом?
(Несколько предложений, объединённых общей основной мыслью и темой, имеющих композиционное единство частей и грамматическую связь между предложениями и частями.)
— Какие смысловые отношения между предложениями в тексте вам известны?
(Содержание каждого последующего предложения может раскрывать смысл предыдущего в целом или какой-либо его части, члена; содержание предложений может быть противопоставлено друг другу, сопоставлено и т. д. По смыслу могут быть связаны и предложения, отделённые друг от друга частью текста.)
— Расскажите о видах грамматической связи в тексте.
( Цепная связь подразумевает сцепление предложения с предыдущим при помощи лексического или грамматического повтора: повторения какого-либо слова, замены его синонимом, местоимением, перифразой, т.е. описательным оборотом, каким-либо соответствием, ассоциацией, одинаковыми формами членов предложения и т.д. Параллельная связь происходит за счёт сопоставления или противопоставления предложений. Этому может служить одинаковый порядок слов, антонимы, анафора — одинаковое начало предложений, одинаковая цель высказывания или интонация.)
— Какие типы речи вам известны?
( Повествование, описание, рассуждение. Повествование — особый тип речи со значением сообщения о развивающихся событиях, действиях или состояниях. Основное свойство — динамичность, ведущая часть речи глагол или слова со значением движения. Последовательность действий подчёркивается интонацией.
Описание — это такой тип речи, при котором перечисляются временные или постоянные признаки предметов (явлений). Объект описания всегда определён и раскрывается через перечисление признаков, предмет описания статичен, действия в описании практически нет.
Рассуждение — это такой тип речи со значением сообщения, в которой наиболее важной частью является указание причин или следствий того или иного явления. Необходимым компонентом рассуждений являются аргументы (доказательства).
— Что такое ключевые слова?
(Повторяющиеся, однокоренные слова, указывающие на тему или основную мысль высказывания)

III. Создание соответствующих условий для восприятия художественного текста, развитие «воссоздающего воображения». Презентация текста «Русь-тройка».

IV. Осмысление лингвистических средств создания образности художественного текста.

1. Работа с текстом (по группам).

Задание 1:
— Подчеркните в тексте ключевые слова, определите тему, основную мысль, смысловые отношения, виды связи в тексте, тип текста. Озаглавьте текст.

2. Проверка выполнения задания.
1) По одному представителю от группы называют ключевые слова. Одновременно учитель выделяет их цветом в тексте, проецируемом на экран через компьютер.
2) Определение темы и основной мысли текста.
Тема текста — авторские раздумья о судьбах родины.
Основная мысль — одухотворённая любовь к своему отечеству, народу, вера писателя в великое будущее России. Русь сопоставляется с описание мчащейся птицы тройки.
3) Связь между частями текста параллельная. 6,10,16 предложения начинаются с риторических обращений. Внутри каждой части предложения тоже связаны. Например, первое и второе предложения связаны повторением слов «езду» - «езды», второе, третье, четвёртое — местоимениями «русский» - «его...душе», «езды» - «её» (цепная связь).
Внутри второго абзаца связь параллельная. 7 и 8 предложения связаны с помощью синтаксического параллелизма или отрицательного сравнения «и не хитрый, кажись, дорожный снаряд, не железным схвачен винтом», «не в немецких ботфортах ящик». Указательная частица «и вон» усиливает эмоциональное единство предложений.
В третьем и четвёртом абзацах использован обратный порядок слов (инверсия) «дымится дорога», «остановился созерцатель», «заливается колокольчик», «гремит воздух», «летит всё», «постораниваются и дают дорогу народы и государства» (параллельная связь), 10 и 11 предложения связаны цепной связью («ты» - «под тобой»)
4) Тип текста — рассуждение с элементами описания. Риторический вопрос во втором предложении — это своего рода тезис: каждый русский человек любит быструю езду. В ней слышится что-то «восторженно-чудное», «неведомая сила» подхватывает «на крыло» — «и сам летишь, и всё летит».
Во второй и третьей частях приводятся аргументы (доказательства) — образ птицы тройки, которая могла только родиться у «бойкого народа», народа-созидателя, расторопного, мастеровитого и сноровистого, который с помощью нехитрого инструмента («топором да долотом») может создать «дорожный снаряд» - бричку ли, коляску, кибитку, которые запряжённые тройкой лошадей мчатся вихрем, увлекая за собой всё и вся. Да и как не мчаться вихрем, когда необъятны просторы земли русской, что «ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать вёрсты, пока не зарябит тебе в очи».
В третьей части возникает образ Руси, сопоставляемой с птицей тройкой: «не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несёшься?». Кони «превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и Русь «мчится вся вдохновенная богом!..»
И заканчивается отрывок выводом, подведением итога ( как и положено в тексте-рассуждении), в котором поставлен вопрос «Русь, куда ж несёшься ты?», и хотя ответа нет, но «постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».
5) Заголовок просится сам собой — «Русь-тройка».
3. Беседа .
— Назовите основные черты художественного стиля.
(Образность, эмоциональность, использование изобразительно-выразительных средств языка)
— Какими языковыми средствами автор даёт возможность читателю увидеть, почувствовать и даже услышать полёт Руси-тройки, нам и предстоит сейчас выяснить.
Начнём мы с того, что определим, какие части речи преобладают в отрывке.
(работают в группах, затем подводится общий итог и делается вывод).
(Глаголы - 68, причастия - 16 и деепричастия - 3, а также существительные, обозначающие движение - 6. Итого 93. Обилие глаголов создаёт эффект движения. Этот эффект усиливается употреблением существительных, обозначающих движение).
— Проведём стилистический эксперимент: попробуем прочитать 5) предложение, опустив в нём повторяющийся глагол «лететь», и посмотрим, что из этого получится.
(Предметно-логическая информация сохранилась, но утратилась эмоционально-экспрессивная выразительность текста)
— Какую роль играет в этом же предложении краткое прилагательное «недвижны»?
(Краткие прилагательные называют не постоянный, пассивный признак, а переменный, изменяющийся, развивающийся во времени, что придаёт им исключительную выразительность. К тому здесь оно является именной частью составного сказуемого, чем достигается особая экспрессия текста, придаётся народнопоэтический колорит.)
— Какую роль играют словообразовательные элементы (в данном случае префиксы) в словах «закружиться», «загуляться», «разметнулась»? Что усиливает этот эффект?
(Приставка за- имеет значение «вихреобразные, повторяющиеся действия», приставка раз- — «размах, необъятное раздолье, беспредельный простор». Возвратный постфикс –ся усиливает эффект повторяющегося действия)
— Найдите примеры употребления однокоренных слов в тексте. Какова их роль?  («Дымом дымится». Усиливает эффект пыльной дороги)
— Текст насыщен многозначными словами, употреблёнными в разных своих значениях, в том числе в переносных. Сталкивание в тексте разных значений многозначных слов создаёт своеобразный колорит.

Задание 2: Используя словари, рассмотрите значения таких многозначных слов и установите, в каких значениях они употреблены в данном тексте.
(«у бойкого народа» - «бойкая тройка», «у бойкого народа» - «другие народы и государства», «в той земле, что не любит шутить» - «что ни есть на земли»; «неведомая сила» - «неведомые светом».)
(бойкий - расторопный, ловкий, решительный; бойкая — резвая; народ —население страны; народ — нация, народность; земля — государство; земля — мир, свет, вселенная; неведомая — таинственная, неведомые — не известные никому(устар., книжн.) )
— Какова роль фразеологизмов в тексте?
(«чёрт побери!» - междометие, выражающее досаду, негодование или удивление, восхищение ( прост.); «чёрт знает» - наречие в значении «неизвестно» (прост). Повышают эмоционально-экспрессивную окраску)
— Фразеологизмы «чёрт знает», «чёрт побери» просторечные. А какие просторечия ещё встречаются в тексте и какова их роль?
(«кажись», «нивесть куда», «на земли», «сем быстром мельканьи». Народно-поэтический колорит)
— Какова роль служебных частей речи?
(Выражают экспрессию, служат средствами, усиливающими связь между предложениями)
— Лексические и грамматические средства языка дополняют специальные изобразительно-выразительные средства, основанные на переносном смысле слов (тропы), и особые синтаксические построения (стилистические фигуры). Некоторые из них мы сейчас повторим с помощью словарного диктанта-тезауруса.

4. Словарный диктант-тезаурус.

1. МЕТАФОРА — употребление слова или выражения в переносном смысле
на основе сходства двух предметов или явлений.
2. СРАВНЕНИЕ — сопоставление двух явлений с тем, чтобы пояснить одно из них при помощи другого.
3. ЭПИТЕТ — образное определение.
4. ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ — троп, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевлённые предметы и отвлечённые понятия.
5.ГИПЕРБОЛА — образное выражение, содержащее непомерное преувеличение силы, размера, значения какого-либо явления.
6.ЛИТОТА — троп, содержащий непомерное преуменьшение предмета, силы, значения какого-либо явления.
7.ЭЛЛИПСИС — пропуск во фразе какого-либо слова, легко подразумевающегося.
8.РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС — предложение, содержащее утверждение или отрицание в форме вопроса, на который не ожидается ответа.
9. БЕССОЮЗИЕ — намеренный пропуск соединительных союзов, придающий фразе динамику.
10.МНОГОСОЮЗИЕ — намеренное использование повторяющихся союзов,придающее предложению плавность, замедляющее фразу, подчёркивающее смысл соединяемых союзами однородных членов.
11.АНАФОРА — повторение отдельных слов или оборотов в начале предложения.
12.ЭПИФОРА — повторение слов или выражений в конце смежных предложений.
13.АНТИТЕЗА — оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия..
14.ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР — намеренное повторение в тексте одного и того же слова или словосочетания.
15.ИНВЕРСИЯ — особое расположение слов, нарушающее обычный порядок.

5. Проверка словарного диктанта.

6. Продолжение работы с текстом по группам.

Задание 3: Найдите и выпишите примеры тропов и стилистических фигур, определите их роль в тексте.

(1 группа. Риторические вопросы - «и какой же русский не любит быстрой езды?», «его ли душе не любить её?», « её ли не любить, когда в ней слышится что-то восторженно-чудное?»
Лексический повтор - «езду» - «езды», «и сам летишь, и всё летит», «любит» - «не любит»
Бессоюзие и многосоюзие - «закружиться, загуляться, сказать» (однородные члены), «летят купцы», «летит лес», «летит дорога» (сложное предложение); «только небо..., да ...тучи, да ... месяц одни кажутся недвижны».(Создают особый стилистический эффект: бессоюзие стремительность движения, а многосоюзие — единство неподвижного неба)
Эпитеты - «что-то восторженно-чудное», «лёгкие тучи», «продирающийся месяц».
Метафоры - «душа, стремящаяся закружиться, загуляться, сказать», «неведомая сила подхватила на крыло к себе» (Образность птицы тройки).
Народнопоэтическая лексика - «кажись», «нивесть куда», «в сем быстром мельканьи».
Все средства использованы для выражения апофеоза быстрой езды.

2 группа. Риторическое обращение - «Эх, тройка, птица тройка, кто тебя выдумал?».
Эпитеты - «у бойкого народа», «расторопный мужик».(указывает на талантливость, мастеровитость русского народа)
Гипербола - «ровнем-гладнем разметнулась на полсвета» (подчёркивает безграничность просторов родины)
Многосоюзие - « а привстал да замахнулся, да затянул песню».(выделяет и подчёркивает значимость каждого действия).
Метафоры - «птица тройка», «борода да рукавицы», «что-то пылит и сверлит воздух», «дорожный снаряд» (Образ бешено несущейся тройки).
Лексический повтор - «понеслась, понеслась, понеслась!...», «и вон» - «и вон».(Устремлённость вперёд, в даль.)
Отрицательное сравнение - «и не хитрый, кажись, дорожный снаряд, не железным схвачен винтом» (последнее словосочетание — разновидность метонимии, синекдоха), «не в немецких ботфортах ямщик» (иносказание — не в модных, заграничных ; всё иностранное называли немецким в XIX в.)
Эллипсис - «кони вихрем» (Образ стремительно летящей тройки)
Народнопоэтическая лексика - «знать», «ровнем-гладнем», «наскоро живьём», «снарядил и собрал», «сидит чёрт знает на чём».

3 группа. Риторическое обращение и риторическое восклицание - «не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несёшься?», «эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах?» «Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке?» «Русь, куда ж несёшься ты?»
Звукопись - «гремят мосты», «всё отстаёт и остаётся позади» (г-р-м-т м-ст ф-с- т-с-т-т ст-т-ст-тс п-з-д).(Создаёт звуковой образ грохочущего по мосту экипажа и поражённого этим грохотом и стремительностью созерцателя), «гремит и становится ветром разорванный в куски воздух»(г-р-м-т ст-н-в-тс в-т-р-м р-з-р-в-н-й в к-с-к- в-з-д-х) (свист ветра в ушах)
Метафоры - «неведомая сила», «вихри ли сидят в ваших гривах», «чуткое ли ухо горит в каждой вашей жилке», «мчится вся вдохновенная богом», «постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».
Народнопоэтическая лексика - «дымом дымится», «не молния ли это, сброшенная с неба?», «в сих неведомых светом», «эх, кони, кони, что за кони!», «дружно и разом», «что ни есть на земли» (Эмоционально-экспрессивная окраска).
Эпитеты —« чудный звон», «заливается колокольчик»

(С помощью средств выразительности создан художественный образ вдохновенного  полёта летящей в неизвестность Руси-тройки)

V. Итоговое обобщение анализа текста.
— Отличительной чертой произведений Н.В. Гоголя является их разноплановость. Два плана — один реальный, на бытовом уровне, другой ирреальный, невещественный, потусторонний, мистический. Не является исключением и данное лирическое отступление, завершающее первый том «Мёртвых душ», которое условно можно озаглавить «Русь-тройка». В отрывке можно выделить три микротемы: 1.Апофеоз быстрой езды, 2. Образ птицы-тройки». 3. Образ самой Руси, что подобно «бойкой необгонимой тройке» несётся вперёд, поражая «созерцателей» чуда, заставляя «другие народы и государства давать ей дорогу».
Все части текста связаны параллельной связью, выражающейся в одинаковом построении предложений( синтаксический параллелизм, риторические вопросы и риторические обращения) Для усиления связи между предложениями автор использует: лексический повтор, однокоренные слова, обыгрывает разные значения многозначных слов («езду»- «езды», «конях»- «кони», «любит» - «не любить», «летишь» - «летит», «гремят мосты» - «гремит воздух», «дымом дымится», «у бойкого народа» - «бойкая тройка»); синонимы и синонимические обороты («летит», «несётся», «мчится»; «что-то страшное заключено в сем быстром мельканьи», «наводящее ужас движение»), психологический параллелизм («не хитрый, кажись, железный снаряд, не железным схвачен винтом», «не в немецких ботфортах ямщик»); единство форм глаголов - сказуемых (всюду в основном настоящее время) и одинаковый порядок слов (сказуемое перед подлежащим : «летят купцы», «летит лес», «летит дорога», «дымится дорога», «заливается колокольчик», «гремит и становится ветром... воздух», «постораниваются и дают дорогу другие народы и государства»).
Текст отличается ритмичностью, образностью, эмоциональностью, что достигается как лексическими и грамматическими средствами языка, так и специальными изобразительно-выразительными средствами.
Обилие глаголов и глагольных форм (причастий и деепричастий), существительных, обозначающих движение, создают эффект одухотворённого полёта птицы-тройки. Образность достигается с помощью метафор, эпитетов, выразительных словообразовательных элементов, мастерского обыгрывания синонимичных, построенных по одинаковым словообразовательным моделям слов («снарядил-собрал», «замахнулся - затянул») и просто созвучных слов («отстаёт», «остаётся», «остановился») , а также употребления разных значений многозначных слов («у бойкого народа»- «бойкая тройка», «неведомая сила» - «неведомые светом»). Усилению эмоционально-экспрессивной окрашенности служат междометия («чёрт побери всё», «эх»), частицы ( «ли», «только», «что за», «же», «и вон»), просторечные формы («кажись», «нивесть куда», «сей», «сих») в сочетании с книжным союзом «ибо».
Образ русской тройки, стремительно летящей по необъятным просторам Родины, вызывает приподнятое настроение, чувство гордости за свой народ, веру в великое будущее России.

VI. Домашнее задание.

Оформить речеведческий анализ лирического отступления «Русь-тройка» письменно.

VII. Заключительное слово учителя.

— По словам И.С. Тургенева, Гоголь — « человек, который означил эпоху в истории нашей литературы; человек, которым мы гордимся как одной из слав наших». Доказательством справедливости слов Ивана Сергеевича может служить и поэма «Мёртвые души».
Анализируя текст «Русь-тройка», необходимо помнить, что предшествует этому  лирическому отступлению: Чичиков бежит из города N, где только что лопнула его афера с мёртвыми душами. Что же выходит, что это Чичикову приходят в голову такие патриотические мысли о Родине, о судьбе России? Нет сомнения в том, что это мысли и чувства самого автора. Но давайте вспомним, что лирическое отступление «Русь-тройка» завершает первый том поэмы. А в планах Гоголя были
и второй, и третий том, в которых герои, пройдя путь очищения, должны были возродиться к новой жизни, основанной на законах добра, справедливости, чести и достоинства. Стало быть, Гоголь надеялся, что не всё потеряно и для Чичикова в том числе. Таким образом проявилась глубокая вера писателя в возможность духовного возрождения падшего человека.
VIII. Музыкальный эпилог.
«Тройка» из музыки Г. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель».