Вторник, 07.05.2024, 20:23
Приветствую Вас, Гость

                               ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
                                                  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

                              «ИСТОРИЧЕСКИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ И ИХ РОЛЬ В
            ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА»

Обоснование: Проект создан в рамках регионального проекта «Время добрых дел!», инициированного губернатором Тверской области Шевелевым А.В. и проводимого с целью формирования экологического сознания и развития эстетического вкуса, творческих способностей, экологической культуры обучающихся и воспитанников Тверской области. А также в рамках объявленного президентом Российской Федерации 2013 года – Годом окружающей среды.
Постановка проблемы:
 Русский язык  по своей специфике – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания, средством хранения и усвоения знаний и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства.
            Но в настоящее время в состоянии уровня национальной речевой культуры произошли значительные изменения в худшую сторону: язык «улиц»(нецензурная и жаргонная лексика) часто звучит не только в повседневной жизни, но и в средствах массовой информации, в речи политиков, в художественной литературе, а также в речи школьников. Современное состояние русского языка школьников отличает не только низкая культура речи, небрежное и пренебрежительное отношение к слову, но и мода на иностранную лексику, на язык Интернет-общения. И, как следствие, язык обуславливает новый образ мышления и сознания людей. Д.С.Лихачев отмечал: «Общая деградация нас как нации сказалась и на языке прежде всего…Если бесстыдство быта переходит в язык, то бесстыдство языка создает ту среду, в которой бесстыдство уже привычное дело». Именно несформированность у большинства людей взгляда на язык как
национальный феномен приводит к снижению чувства гордости за родной язык,
резкому падению интереса к русскому языку; и как следствие – к безграмотности, косноязычию, неумению правильно и логично выразить свою мысль.

Цель работы: популяризация правильной, грамотной речи, повышение речевой, коммуникативной культуры учеников, учителей и родителей

Задачи:
     
         -  определить исходный материал для изучения
         - выяснить значения фразеологизмов
         -    сделать выводы об особенностях  значений исторических фразеологизмов
         и  их роли в устранении причин нарушения экологии современного русского
         языка учениками, родителями и педагогами школы

Объект исследования:  фразеологизмы, их употребление в речи
Предмет исследования:  значение исторических фразеологизмов, их роль в
                                           формировании речевой культуры человека

Методы:
Интернет-исследование, наблюдение за речью окружающих, анализ, синтез


                                                          Введение

            Для создания  образности и эмоциональности  речи, точности и выразительности служит фразеология русского языка. Фразеология русского языка необыкновенно богата и разнообразна по своему составу, обладает большими стилистическими возможностями. Она привлекает своей  точностью, меткостью, экспрессивностью, выразительностью, возможностью положительно или отрицательно оценивать явления, выражать одобрение или осуждение, ироническое, насмешливое или иное отношение к предмету. Часто, чтобы добиться некоего речевого эффекта простых слов бывает недостаточно. Иронию, горечь, любовь, насмешку, свое собственное отношение к происходящему – все это можно выразить гораздо емче, точнее, эмоциональнее. Мы часто используем фразеологизмы в повседневной речи, порой даже, не замечая – ведь некоторые из них просты, привычны, и знакомы с детства. Многие из фразеологизмов пришли к

нам из других языков, эпох, сказок, легенд. Они несут с собой огромный пласт информации и не только языковой. Трудно переоценить роль фразеологизмов с точки зрения экологии речи, формирования коммуникативной функции языка.
  
                                                Актуальность

           Тема русской фразеологии интересна, обширна, увлекательна, а для меня и моих одноклассников ещё и актуальна. Принимая участие в олимпиадах по русско му языку и литературе, мы сталкивались с заданиями, связанными с фразеологиче скими  оборотами. А впереди  у нас Государственная итоговая аттестация  в новой форме, где  потребуются  знания   как   о  значении  фразеологизмов, так  и  об  их происхождении и употреблении в речи.