ПРОЕКТНО -
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
«ИСТОРИЧЕСКИЕ
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ И ИХ РОЛЬ В
ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ
СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА»
Обоснование:
Проект создан в рамках регионального проекта «Время добрых дел!»,
инициированного губернатором Тверской области Шевелевым А.В. и проводимого
с целью формирования экологического сознания и развития эстетического
вкуса, творческих способностей, экологической
культуры обучающихся и воспитанников Тверской области. А также в рамках
объявленного президентом Российской Федерации 2013 года – Годом окружающей среды.
Постановка проблемы: Русский язык по своей специфике – явление уникальное: он
является средством общения и формой передачи информации, средоточием духовной
культуры народа, основной формой проявления национального и личностного
самосознания, средством хранения и усвоения знаний и, наконец, первоэлементом
художественной литературы как словесного искусства.
Но в настоящее время в состоянии уровня
национальной речевой культуры произошли значительные изменения в худшую
сторону: язык «улиц»(нецензурная и жаргонная лексика) часто звучит не только в
повседневной жизни, но и в средствах массовой информации, в речи политиков, в
художественной литературе, а также в речи школьников. Современное состояние
русского языка школьников отличает не только низкая культура речи, небрежное и
пренебрежительное отношение к слову, но и мода на иностранную лексику, на язык
Интернет-общения. И, как следствие, язык обуславливает новый образ мышления и
сознания людей. Д.С.Лихачев отмечал: «Общая деградация нас как нации сказалась
и на языке прежде всего…Если бесстыдство быта переходит в язык, то бесстыдство
языка создает ту среду, в которой бесстыдство уже привычное дело». Именно несформированность у большинства людей
взгляда на язык как
национальный феномен приводит к снижению чувства гордости за родной язык,
резкому падению интереса к русскому языку; и как следствие – к безграмотности,
косноязычию, неумению правильно и логично выразить свою мысль.
Цель работы: популяризация правильной, грамотной речи, повышение
речевой, коммуникативной культуры учеников, учителей и родителей
Задачи:
-
определить исходный материал для изучения
- выяснить значения
фразеологизмов
- сделать выводы об особенностях значений исторических фразеологизмов
и их роли в устранении причин нарушения
экологии современного русского
языка учениками, родителями и
педагогами школы
Объект исследования: фразеологизмы, их употребление в речи
Предмет исследования: значение
исторических фразеологизмов, их роль в
формировании речевой культуры
человека
Методы:
Интернет-исследование, наблюдение за речью окружающих, анализ, синтез
Введение
Для создания образности и эмоциональности речи, точности и выразительности служит
фразеология русского языка. Фразеология русского языка необыкновенно богата и
разнообразна по своему составу, обладает большими стилистическими
возможностями. Она привлекает своей
точностью, меткостью, экспрессивностью, выразительностью, возможностью
положительно или отрицательно оценивать явления, выражать одобрение или
осуждение, ироническое, насмешливое или иное отношение к предмету. Часто, чтобы добиться некоего
речевого эффекта простых слов бывает недостаточно. Иронию, горечь, любовь,
насмешку, свое собственное отношение к происходящему – все это можно выразить
гораздо емче, точнее, эмоциональнее. Мы часто используем фразеологизмы в
повседневной речи, порой даже, не замечая – ведь некоторые из них просты,
привычны, и знакомы с детства. Многие из фразеологизмов пришли к
нам из других языков, эпох, сказок, легенд. Они несут с собой огромный пласт
информации и не только языковой. Трудно переоценить роль фразеологизмов с точки
зрения экологии речи, формирования коммуникативной функции языка.
Актуальность
Тема русской фразеологии интересна, обширна, увлекательна, а для меня и
моих одноклассников ещё и актуальна. Принимая участие в олимпиадах по русско му
языку и литературе, мы сталкивались с заданиями, связанными с фразеологиче
скими оборотами. А впереди у нас Государственная итоговая
аттестация в новой форме, где потребуются
знания как о
значении фразеологизмов, так и
об их происхождении и употреблении
в речи.