Вторник, 07.05.2024, 10:43
Приветствую Вас, Гость
                                                      Урок-портрет
                                               Литература 10 класс
Тема: Поэзия В.Высоцкого — трагический камертон эпохи.
Цель: 1) Создать творческий портрет поэта, композитора, исполнителя авторской песни, актёра –  В. Высоцкого.
            2) Установление литературных параллелей: связь поэзии XIX-XX вв.
            3) Морально-нравственное воспитание учащихся.
Оборудование и оформление доски — в центре портрет В.Высоцкого    ,
                                                                 под ним эпиграф:
                                                                Среди нехоженых путей
                                                                                               один путь мой.
                                                                Среди невзятых рубежей
                                                                                             один — за мной.
                                                                                                   В.Высоцкий
На левом крыле доски стихи Высоцкого, вырезки из газет, журналов с фотографиями; на правом — плакаты
с высказываниями известных людей о Высоцком: «...творчество Владимира Высоцкого — биография нашего времени».
(Ю.Трифонов), «Высоцкий — явление национальной культуры самого высокого класса... Может быть, мы даже себе
не представляем (я даже в этом уверен) всех масштабов того явления, которое пронеслось над нами...»
(Ю.Карякин),
«В сатире своей он шёл прямо за Зощенко, в лирике — за Есениным» (Василий Аксёнов), «...один из немногих художников
нашего времени, жанр которого я совершенно определить не могу и который сумел выразить своё время, как никто» 

(Андрей Тарковский), «Высоцкий — незаурядный поэт. Я уверен, что Высоцкий в его лучших образцах обретёт широкого
читателя,
ибо в чтении явственнее новизна его слова и его и его правда» (Д.Самойлов).
Электрофон «Россия», набор грамзаписей «На концертах Высоцкого».
                                                                                Ход урока.
                                                                                     Мой путь один, всего один, ребята,
                                                                                     Мне выбора, по счастью, не дано.
                                                                                                                           В.Высоцкий

I.   Сообщение темы и задач урока.
II.  Прослушивание грамзаписи песни Высоцкого «Я не люблю».
III. Чтение учеником отрывка из стихотворения «Я не люблю».
Я не люблю фатального исхода,                           Я не люблю себя, когда я трушу,
От жизни никогда не устаю.                                  Досадно мне, когда невинных бьют.
Я не люблю любое время года,                             Я не люблю, когда мне лезут в душу,
Когда весёлых песен не пою.                                 Тем более — когда в неё плюют.

Я не люблю уверенности сытой,-                         Я не люблю манежи и арены:
Уж лучше пусть откажут тормоза.                        На них мильон меняют по рублю.
Досадно мне, что слово «честь» забыто               Пусть впереди большие перемены-
И что в чести наветы за глаза.                               Я это никогда не полюблю!

IV. Беседа.

— Только что вы прослушали песню в исполнении В.Высоцкого и отрывок из стихотворения, на слова которого написана песня. Что вам понравилось больше
или не понравилось? Почему?
— Я надеюсь, что к концу урока у вас сложится мнение о Владимире Высоцком
и вы самостоятельно сможете сделать вывод, кто же такой В.Высоцкий. Сможете представить себе портрет этого человека. Мы будем слушать стихи и песни, воспоминания и отклики людей, близко знавших Высоцкого, и его собственные признания. Но главное, конечно, это его работы, его творчество, оно как нельзя лучше говорит за себя. А пока слово Юрию Визбору, поэту и композитору, исполнителю авторской песни, актёру: «В век, когда песни пишутся «индустриальным» способом: текст – поэт, музыку – композитор, оранжировку – оранжировщик, пение – певец, Владимир Высоцкий создал совершенно неповторимый стиль личности, имя которому — он сам и где неразрывно присутствовали голос, гитара и стихи».

V. Грамзапись песни «Тот, который не стрелял».

VI. Чтение учащимся стихотворения «Мой чёрный человек».

Мой чёрный человек в костюме сером,                 Судачили про дачу и зарплату:
Он был министром, домоуправом, офицером.      Мол, денег прорва, по ночам кую.
Как злобный клоун, он менял личины                  Я всё отдам!—берите без доплаты
И бил под дых внезапно, без причины.                 Трёхкомнатную камеру мою.

И, улыбаясь, мне ломали крылья,                          И мне давали добрые советы,
Мой хрип порой похожим был на вой,                 Чуть свысока, похлопав по плечу,
И я немел от боли и бессилья                                 Мои друзья — известные поэты:
Я лишь шептал:- Спасибо, что живой.                  - Не стоит рифмовать «кричу-торчу»

Я суеверен был, искал приметы,                           И лопнула во мне терпенья жила,
Что, мол, пройдёт, терпи, всё ерунда...                 И я со смертью перешёл на «ты»,-
Я даже прорывался в кабинеты                             Она давно возле меня кружила,
И зарекался: - Больше — никогда!                        Побаивалась только хрипоты.

Вокруг меня кликуши голосили:                         Я от суда скрываться не намерен,
- В Париж мотает, словно мы в Тюмень!            Коль призовут — отвечу на вопрос.
Пора такого выгнать из России!                          Я до секунд всю жизнь свою измерил
Давно пора, видать, начальству лень.                  И худо-бедно, а тащил свой воз.
                                             Но знаю я, что лживо, а что свято,-
                                             Я понял это всё-таки давно.
                                            Мой путь один, всего один, ребята,
                                            Мне выбора, по счастью, не дано.
VII. Слово учителя.
По словам писателя Ю. Трифонова, творчество Высоцкого — биография нашего времени. Конечно, биография — это нечто связанное, последовательное, а он в своих сюжетах и темах как будто разбросан, но в огромном числе песен, пропетых в разное время, Высоцкий затронул очень важные или, лучше сказать, очень больные моменты нашей истории. Он рассказал нам почти обо всём, чем жили мы, чем жил народ — при нём и до него. Впрочем, слово самому Владимиру Высоцкому.

VIII. Грамзапись интервью корреспонденту телевидения ФРГ.

— Владимир Высоцкий употребил в своём интервью слово «бурлески». Кто знает, что обозначает это слово?
( Бурлеск — 1)Жанр пародийной поэзии, комический эффект которой достигается контрастом между темой и характером её интерпретации.
2) Музыкальная пьеса

IX. Чтение ученицей стихотворения «В дорогу живо...»
В дорогу живо — или в гроб ложись.                   И кое-кто поверил второпях,
Да! Выбор небогатый перед нами.                        Поверил без оглядки, бестолково...
Нас обрекли на медленную казнь,                         Но разве это жизнь - когда в цепях?
Мы к ней для верности прикованы цепями.        Но разве это выбор – если скован?
                                          А если бы оковы разломать,
                                          Тогда бы мы горло перегрызли
                                          Тому, кто догадался приковать
                                          Нас узами цепей к хвалёной жизни.
X. Слово учителя.
— Все вы хорошо знаете Владимира Высоцкого как актёра кино. Назовите филь мы с его участием?
( «Вертикаль», «Служили два товарища», «Опасные гастроли», «Интервенция», «Место встречи изменить нельзя», «Хозяин тайги», «Стряпуха»)
— Наверное, не все из вас знают, сколько раз Владимира Высоцкого не утверждали на роли, а некоторые фильмы с его участием пролежали на полке долгие годы.
XI.   Сообщение учащегося «В. Высоцкий — актёр кино»

XII. Грамзапись песни В. Высоцкого «Вершина» из кинофильма «Вертикаль».

XIII. Слово учителя.
— Театральная судьба В.Высоцкого была более счастливой, чем кинематографическая. Однако и в театре не всё было гладко и безоблачно.

XIV. Сообщение учащегося «В.Высоцкий — актёр театра».

XV.  Грамзапись «Монолог Хлопуши» из поэмы С.Есенина «Пугачёв» в исполнении В.Высоцкого.

XVI. Слово учителя.
— Особое место в творчестве поэта занимает военная лирика. Назовите песни В.Высоцкого о войне, которые вы знаете?
( «На братских могилах...», «Он не вернулся из боя», «Песня самолёта-истребителя», «Сыновья уходят в бой», «Разведка боем» и др.)
— Он пел о той войне, на которой не был. Но ему верило поколение, войны не знавшее, и те, к кому она до сих пор приходит ночным кошмаром. Не был, не мог быть и всё-таки был. Памятью – не только своей, но и памятью целого народа, вынесшего эту страшную ношу. Послушайте, что говорил сам Высоцкий о своих песнях.

XVII. Грамзапись « В.Высоцкий о своих песнях».


XVIII. Слово учителя.

— В творчестве каждого поэта вы найдёте стихотворения об одном из лучших человеческих чувств – о любви. Есть они и у Владимира Высоцкого.

XIX. Чтение учащимися стихотворений.
                                                  Баллада о любви
Когда вода Всемирного потопа                     И вдоволь будет странствий и скитаний
Вернулась вновь в границы берегов,           Страна Любви — великая страна,
Из пены уходящего потока                            И с рыцарей своих для испытаний
На сушу тихо выбралась любовь                  Всё строже станет спрашивать она,
И растворилась в воздухе до срока.             Потребует разлук и расстояний,
А срока было сорок сороков.                        Лишит покоя, отдыха и сна.

И чудаки – ещё такие есть –                         Но вспять безумцев не поворотить,
Вдыхают полной грудью эту смесь             Они уже согласны заплатить
И ни наград не ждут, ни наказанья,             Любой ценой – и жизнью бы рискнули
И, думая, что дышат просто так,                  Чтобы не дать порвать, чтоб сохранить
Они внезапно попадают в такт                     Волшебную невидимую нить,
Такого же неровного дыханья.                      Которую меж ними протянули.

            (Сообщение о жене Высоцкого — русской парижанке, французской
                                               киноактрисе Марине Влади)
                                                      И снизу лёд...
И снизу лёд, и сверху – маюсь между.            Лёд надо мною, надломись и тресни,-
Пробить ли верх иль пробуравить низ?          Я весь в поту, как пахарь от сохи.
Конечно, всплыть и не терять надежду,          Вернусь к тебе, как корабли из песни,
А там — за дело, в ожиданье виз.                    Всё помня, даже старые стихи.
                                         Мне меньше полувека — сорок с лишним.
                                         Я жив, тобой и Господом храним.
                                         Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,
                                         Мне есть чем оправдаться перед Ним.

XX. Подведение итога. Обобщающее слово учителя.


                                     Немного прошу взамен бессмертия:                     
                                     Широкий тракт, да друга, да коня.                     
                                     Прошу покорно голову склоня,
                                     В тот день, когда отпустите меня,                       
                                     Не плачьте вслед, во имя милосердия!

Наш урок подошёл к концу, и пора подвести итоги. Вы услышали стихи, песни, воспоминания и откровения самого Владимира Высоцкого.
Кто же такой Владимир Высоцкий?
(Личность, творчески одарённая, достойный наследник и продолжатель традиций русской классической литературы)

— Он начинал с того, что сочинял и пел для «своих», для людей его окружавших, для тех, кого он лично знал и кто знал его. А своими оказались миллионы, песни разлетелись стремительно и зазвучали в квартирах интеллектуалов, в рабочих и студенческих общежитиях, их пела молодёжь, школьники.
Высоцкий был поэт остросатирический, он высмеивал бюрократов, чиновников, подхалимов, дураков и  – в особенности т – обывателей , пожирателей благополучия. И что особенно странно, все эти люди, персонажи его сатиры, тоже его любили, как будто не понимали, что он над ними издевается.
По своему человеческому свойству и в своём творчестве он был истинно русским человеком. Он был выразителем образа мышления, характера души, склада
ума русского народа. Вот почему он так широко был известен в народе, несмотря на официальное его замалчивание.

Я никогда не верил в миражи,                                А мы шумели в жизни и на сцене:
В грядущий рай не ладил чемодана,-                     Мы путаники, мальчики пока,–
Учителей сожрало море лжи -                                Но скоро нас заметят и оценят.
И выплюнуло возле Магадана.                               Эй, против кто? Намнём ему бока?

И я не отличался от невежд,                                   Но мы умели чувствовать опасность
А если отличался – очень мало, –                          Задолго до начала холодов,
Занозы не оставил Будапешт,                            С бесстыдством шлюхи приходила ясность
И Прага сердце мне не разорвала.                          И души запирала на засов.

                                          И нас хотя расстрелы не косили,
                                          Но жили мы, поднять не смея глаз, –                                    
                                          Мы тоже дети страшных лет России,
                                          Безвременье вливало водку в нас.