Среда, 08.05.2024, 01:38
Приветствую Вас, Гость
Многоаспектный лингвостилистический анализ художественного текста на уроках русского языка.
Цель данной работы:  показать актуальность такого метода обучения 
           русскому языку как многоаспектный лингвостилистический                
           анализ художественного текста.
Задачи:
     1. Дать обоснование необходимости работы с художественными 
         текстами  на уроках русского языка.
     2. Выяснить значение языкового анализа художественного текста для 
         более полного проникновения в содержание изучаемого материала.
     3. Рассмотреть основные требования, предъявляемые к работе с 
         художественными текстами на уроках русского языка.
     4. Показать примеры использования многоаспектного лингвостили-  
         стического  анализа художественного текста на уроках русского 
         языка.
                                                                           Содержание:                                                                          

1. Введение……………………………………………………………………3
2. Основные требования, предъявляемые к работе с художественным текстами на уроках русского языка……4
3. Интегрированные уроки…………………………………………11
4. Выразительное чтение как средство анализа художественного текста……20
5. Работа над изобразительно-выразительными средствами языка….21
6. Заключение……………………………………………………………25
7. Образцы уроков……………………………………………………26
8. Библиография……………………………………………………… 26
9. Приложения…………………………………………………………  37

                                                                                                   Введение
            В  программе  по  русскому языку для старших классов  записано,  что  по окончании одиннадцатого класса обучающиеся должны  владеть читательскими  умениями,  достаточными  для  продуктивной  самостоя тельной работы  с  литературой   разных  стилей  и  жанров;   должны    уметь производить фонетический,  лексический, словообразовательный,  морфологический,  синтаксический анализ художественного текста;  уметь писать очерк,  эссе, строить устное  высказывание очеркового типа, писать отзыв о художественном произведении, составлять реферат по нескольким источникам, выступать с ним, отвечать на вопросы по теме реферата, защищать развиваемые в нём положения  и т.д. 
           Этого и многого другого, что требуется от выпускника средней школы, можно достичь  при планомерном и последовательном  много -аспектном лингвостилистическом  анализе  художественного текста  на уроках русского языка и литературы. В методической литературе встречаются разные названия такого анализа: филологический, речевед- ческий, комплексный и т.д. Но все они так или иначе сводятся к одному – к обозначению анализа текста, совмещающего лингвистический и литературоведческий разбор.
            Работать над анализом художественного текста на уроках
русского языка необходимо, начиная с младших классов,  т.к.  именно высокохудожественное слово является залогом успешности овладения богатством и выразительностью родного языка. Современные исследо- вания показывают, что языковой анализ художественного произведения, внимание к его речевому оформлению  способствует более глубокому проникновению в содержание текста. Лингвистами и психологами установлены  основные закономерности  проникновения в художествен-ный текст: от непосредственного словарного содержания, от фасада речи  к  её внутреннему смыслу, к её подлинной, неразрывно связанной с речевым оформлением семантике. Этот путь осознания и речевого формулирования непосредственных, порой недостаточно отчётливых эмоциональных впечатлений, возникающих при чтении текста, требуют пристального и детального рассмотрения текста, вдумчивого и подробного анализа.
          Указанные закономерности восприятия образности и выразитель-ности художественного высказывания являются основой организации работы с литературными текстами на уроках русского языка.  При этом необходимо помнить, что художественный текст как явление словесного искусства требует особого подхода к анализу,  а значит, привлечения знаний по многим разделам науки о языке. Кроме того,
художественный текст содержит богатейший материал для  закрепления знаний по грамматике, орфографии и пунктуации, т.к. дает возможность наблюдать изученный материал в связном  тексте, развивает  орфографическую  и  пунктуационную зоркость, обогащает словарный запас обучающихся, прививает вкус к высокохудожественной  речи.                                                                                                                  
                                 Основные требования, предъявляемые к работе с художественными текстами на уроках русского языка.

              Рассмотрим основные требования, которые предъявляются к  работе  с художественным текстом на уроках русского языка. (По С.И.Львовой)
              Первым этапом  работы  является  создание  соответствующих  условий  для восприятия художественного текста, развитие «воссоздающего воображения». Иными словами, любая работа с текстом или маленьким фрагментом его начинаются с того, что художественное высказывание воспринимается детьми на слух или зрительно. И на этом этапе важно создать особый настрой, который бы помог ввести ребёнка в систему художественных образов этого текста. Лучше всего, если текст выразительно читает сам учитель, безукоризненно владеющий интонацией. Можно использовать аудио и видеозаписи мастеров художественного чтения (особенно, если есть возможность представить чтение одного и того же текста разными исполнителями),  наконец,  текст  может  прочитать  заранее подготовленный  учителем  обучающийся.  Так или  иначе, но, чтобы дети  смогли вникнуть в образный строй, его надо  эмоционально и образно и  представить им.
            Процесс восприятия текста  (отрывка из него) организуется
с помощью разных заданий-вопросов, например:

—  Прослушайте текст. Какое настроение он передаёт?

—  Как вы полагаете, какое время года описывает писатель (поэт)
      в этом отрывке? По каким признакам вы догадались об этом?

—  Прослушайте текст, вдумываясь в его содержание. О чём этот
      текст?

—  Прочитайте название текста. Как вы понимаете это название?
      Как вы думаете, о чём это стихотворение?

—  Представьте себя художником, которому нужно нарисовать
      цветную иллюстрацию к тексту. Его вы сейчас услышите.
      Какие краски вам будут нужны для рисунка?

—  Прослушайте текст. Какая картина возникает в вашем воображении?    
      Что вы «видите» на ней?

—  Прослушайте текст. Какое известное вам музыкальное произведение 
      могло бы стать аккомпанементом для этого текста? 
      Что объединяет эти произведения?    и т.д.
        Следующий этап — осмысление лингвистических средств создания образности художественного текста. Это требование к работе
с художественным текстом отражает основную цель проведения такой работы в школе: обучающиеся должны осознать изобразительно-выразительные возможности тех языковых явлений, которые изучаются на уроках. Красота и удивительное богатство языка открывается детям в процессе такой работы.
Содержание, объём лингвистического анализа специфичны для каждого текста, однако, можно выделить определённые типы заданий-вопросов, которые помогают организовать подобный анализ:

—  Выпишите из текста слова, с помощью которых передаются краски
      осени.  Только ли имена прилагательные вам придётся выписать?  
      Объясните почему.

—  Назовите слова, которые помогают описать пейзаж. В прямом или
      переносном  значении они употреблены?

—  Какие слова точно и образно передают состояние природы и
      настроение героя? Определите, какие из этих слов употреблены
      в переносном значении?

—  Попробуйте в тексте найти примеры художественных тропов
      (эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения).  Какие из этих
      тропов построены на употреблении слова в переносном значении?

—   Какие синонимы к слову ... вы можете подобрать? Объясните,
       почему именно это слово употреблено в тексте.

—   Найдите в тексте слова, с помощью которых автор передаёт 
       храбрость, отвагу героя. Выпишите эти слова. Какие из них
       являются устаревшими? Почему они употреблены в тексте?

—   Найдите в тексте слова, которые придают ему торжественное, 
       высокое звучание? Выпишите эти слова. Какие из них являются  
       устаревшими?
       Укажите синонимы к этим словам, которые употребляются в   
       обыденной речи.

—   Почему в названии произведения использованы антонимы?  
       Употребляются ли антонимы в тексте и почему?

—  Выпишите из текста все глаголы и определите их время.
      Объясните, почему  повествование сначала идёт в прошедшем 
      времени, а затем в форме настоящего времени.
—   Докажите, что употребление настоящего времени в значении  
       прошедшего придаёт описанию большую яркость, живость,
       красочность, так как события, о которых повествуется, словно  
       приближаются к читателю и он как бы становится их участником.

—  Объясните, почему в тексте так много прилагательных и причастий.   
       Выпишите их с зависимыми словами. Определите, какие слова в
       этих словосочетаниях употреблены в переносном значении. Какой  
       вид художественных тропов при  этом создаётся?

—    Какой художественный эффект достигается использованием   
        большого количества деепричастий и глаголов в этом тексте?

       Подобные вопросы-задания даются и в упражнениях учебников 5-9 классов, которыми не стоит пренебрегать, а напротив, использовать, едва представится малейшая возможность, дополняя их своими заданиями, в том числе, используя рабочие тетради «Комплексный анализ текста (составитель Малюшкин А.Б.— М.: ТЦ Сфера, 2006.) Например, при изучении темы «Деепричастие» в 7 классе можно использовать текст № 7. (См. приложение №1)
Интересную работу с художественным текстом на уроке русского
языка можно организовать при изучении темы «Сложносочинённые предложения» в 9 классе  с текстами №№ 4 и 5. ( см. там же)
         Вот как, например,  можно организовать работу по анализу художественного текста на уроке русского языка в 5 классе на тему «Синтаксис», используя упражнение 116, с.48  (Русский язык.5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов  и др. – М.: Просвещение, 2009):
116. Вставьте глаголы с учетом их смысла и связи с другими словами в предложении. Прочитайте вслух, чтобы проверить, сохранилась ли рифма в стихотворных строках. Расставьте пропущенные запятые.
Поет зима – аукает                                   А по двору метелица
Мохнатый лес _ _ _ _                               Ковром шелковым _ _ _ _
Стозвоном сосняка.                                  Но больно холодна.
Кругом с тоской глубокою                      Воробышки игривые,
_ _ _ _ в страну далекую                          Как детки сиротливые,
Седые облака.                                           _ _ _ _ у окна.
                                                                                     С.А.Есенин.)
Для справок: прижаться, стлаться, баюкать, плыть.
К заданиям, данным в учебнике, можно добавить следующие:
1) Какую картину нарисовал С.А.Есенин в своем стихотворении?
2) Если бы вам предложили нарисовать картину красками, краски какого цвета преобладали бы в ней?
3)  Какие чувства вызывает нарисованная в стихотворении картина?
4)  Назовите слова, которые помогли понять эти чувства?  
5)  Есть ли в стихотворении слова, которые вы больше нигде не встречали?  Что это за особенные слова?

       В любом классе всегда найдутся дети, которые смогут ответить на подобные вопросы или дать связный комментарий к тексту. А учитель
поможет направить этот комментарий в нужное русло. Например, такое:
         В стихотворении С.А.Есенина нарисована картина суровой снежной зимы. Зима изображена как живое существо. Она «поет- аукает», «баюкает» мохнатый лес: дуют холодные ветры, которые  гонят по небу «седые облака», шумят. На это указывает и необычное слово «стозвоном» – неологизм, созданный поэтом. Метет метель, и хотя она названа ласково «метелица», к тому же «ковром шелковым стелется», «но больно холодна».
         Союз «но» усиливает противопоставление.  Даже воробьи, обычно веселые и шумные, прижались к окну, как сиротки, ищущие помощи и защиты.
         Уменьшительно-ласкательные суффиксы в словах «воробышки», «детки» помогают почувствовать, что автор сочувствует птицам,  которым холодно и голодно зимой. Печальное настроение подчеркнуто эпитетами  и инверсией  «с тоскою глубокою», «плывут в страну далекую» седые облака», сравнением «как детки сиротливые» и т.д.
         Интересную работу с текстом можно организовать на примере упражнения 413 (5 класс. § 79. Беглые гласные)
413. Озаглавьте текст. Спишите его. К выделенным словам подберите и запишите на полях тетради слова с чередованием согласных.  ○  Какие слова связывают первое и второе предложения? Второе и третье? ○ Укажите в тексте синонимы. Можно ли, не меняя смысла текста, поменять их местами? ○ Укажите предложение, соответствующее схеме:          – • –  • –    == ,  == ~~~ —— . 

          На самом берегу руч..я у зелёного лесного боло..ца густо цветут незабу..ки. Очень хорош..  и  красивы эти маленькие голубые цветы.4 В крошеч(?)ных их лепес..ках как бы отразилась голубизна летнего² неба. Приятно см..треть на чистый голубой ковёр разросшихся у руч..я¹ незабудок. Тихо журчит, плещется л..сной ручеёк. А высоко-высоко
в голубом  летн..м небе, над неподвижными макушками высокого леса тихо плывут летние обл..ка. (И.С. Соколов-Микитов.)
небольшой
крошечный
крохотный
     Дополнительные вопросы и задания:
1) В каком предложении выражена основная мысль текста?
2) Что еще, кроме прямого указания на это, помогает понять, что автор любуется незатейливыми цветочками и всей картиной природы?
3) Какой цвет преобладает в этом пейзаже? Какое настроение он  создает?
4) Из шести предложений текста четыре предложения содержат формы слова «голубой»  и однокоренное существительное (лексический  повтор). Какие ассоциации возникают в связи с образом, созданным с помощью лексического повтора? (Голубой мир, голубая мечта)
5) Попробуйте  в нескольких предложениях выразить свое отношение к тому образу, который создал И.С.Соколов-Микитов  в данном отрывке.
   
        В учебнике русского языка 6 класса¹ также содержится достаточно упражнений для работы с художественными текстами, как прозаически ми, так и лирическими. Обратимся к упражнению 6.
               
                  На кровлях тихих дач и в поле на земле
                  Чернеют птицы. В ясную погоду
                  Мелькают стаями в осенней светлой мгле,
                  Как лёгкий дым, плывут по небосводу.

                  И роща бедная, умильно дорожа
                  Цветными листьями на тонких черных прутьях,
                  Не ропщет, не шумит и слушает, дрожа,
                  Разгул ветров на перепутьях.
                                                                                                (С.Маршак)
            
         Кроме основных заданий к упражнению, разберемся еще в некоторых вопросах.
        Во-первых, обратим внимание детей на такой выразительный прием, используемый автором, как перенос (анжанбеман). Первое и второе предложения разорваны ритмической паузой, которая выделяет слова «по обе стороны паузы».  Птицы  «чернеют»,  «мелькают», «плывут». При чтении необходимо правильно выдержать паузу, чтобы передать главную мысль – дачи, поля опустели и стали видны птицы, которые чернеют везде, на земле и в воздухе:  улетают.
        А во-вторых, познакомим детей с оксюмороном, может, и,  не называя при этом сам термин.

¹Русский язык. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /М.Т.Баранов и др.; науч. ред. Н.М.Шанский. – М.: Просвещение, 2009
       
          Поставив вопрос «что такое мгла?» и получив ответы или обрати-вшись к словарям¹, уточняем,  что мгла – мрак, тьма. Как же может быть мгла светлая? Явное несоответствие. Это и есть оксюморон – сочетание  
противоположных по смыслу понятий. (ср. у Тютчева  «Есть в светлос- ти осенних вечеров / Умильная, таинственная прелесть…») Каково назначение оксюморона становится понятнее, когда прочитана вторая строфа, созданная на основе развернутой метафоры. «Роща бедная» (инверсия подчеркивает одиночество следующего художественного образа) с тревогой ожидает, что несет ей разгул ветров на перепутье. Посмотрим на слово «разгул». Родственные слова к нему гулять, разгуляться, причем синонимы к некоторым значениям слова имеют отрицательный оттенок.² Впереди зимние бури и метели, холод и стужа. Разгул стихии. Префикс раз-  лишний раз подчеркивает широту и размах этого разгула.
          Теперь обратимся к слову «перепутье». Перепутье – перекресток, пересечение дорог, но оно же  обозначает и «состояние сомнения, колебаний, выбора дальнейшего пути» (Ушаков). Сомнения и колебания – это уже область человеческих чувств. Таким образом, открывается второй, философский смысл стихотворения. Оно становися ближе и понятнее. Стихотворение не только о природе, но и о человеке, стоящем на перепутье жизни, ищущем свою дорогу, тревожащемся о том, что ждет его впереди.
          Подобную работу можно организовать и в седьмом классе, работая с упражнениями 14, 16, 17, 45, 47, 78, 89, 100, 120, 193, 272, 278, 279, 311, 315, 353, 399, 401, 414, 433, 434, 452, 453, 461, 463, 464.³
          В восьмом классе, кроме работы с художественными текстами, данными в упражнениях, можно дополнительно предлагать отрывки из изучаемых на уроках литературы произведений. Восьмиклассникам по силам анализировать и  целые произведения небольшого формата. Особенно подходит для этих целей ритмическая проза, такая как стихотворения в прозе И.С.Тургенева, миниатюры И.А.Бунина, «Камешки на ладони» В.А.Солоухина, «Затеси» В.П.Астафьева и др.
¹Ожегов, Шведова
мгла, ж. Непрозрачный воздух (от тумана, пыли, дыма, сгущающихся сумерек). Поля покрылись мглой. Ночная м. окутала город.
Ефремова
мгла ж. 1) Мрак, тьма.  2) а) Непрозрачный воздух, насыщенный водяными парами; туман.
б) Дождь, снег, иней, скрывающие очертания предметов.  3) Воздух, насыщенный мельчайшими частицами пыли или дыма.

² Ожегов, Шведова
разгул, 1. см. ~яться.2. чего. Ничем не сдерживаемое проявление чего-н. (обычно отрицательного). Р.шовинизма. 3. Безудержное пьянство, кутёж. Предаться ~у.
³Русский язык. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /М.Т.Баранов и др.; науч. ред. Н.М.Шанский. – М.: Просвещение, 2009
Вот какую работу можно провести по тексту из «Затесей» Астафьева:
                                                                       Паутинка.
        Грибное предосенье. Липнет паутина к лицу. Заденешь, раздерешь паутину – и в сырую траву горохом осыпаются пауки. Путаясь в смятой паутине, они часто и беспомощно перебирают закорючинками лапок.
         А ведь в только что растянутой паутине, в сложных и мудрых хитросплетениях ее они жили, кого-то сторожили и чувствовали себя по-хозяйски дома.
         Нарушился порядок. Не стало гармонии. Рухнул паучий мир, выпало звено из природной отлаженной жизни, лопнула еще одна ее тонкая струна.
         Я смотрю на железнодорожный мост, мерцающий сплетениями паутины над широкой рекой, и вижу, как быстро-быстро по его нитям перебирается многолапый и многорукий паук. (94 слова)
1. Прочитайте текст. Сколько в нем микротем?
2. Определите тему, выделите основную мысль текста. Выпишите ключевые слова (словосочетания), которые отражают тему текста.
3. Объясните смысл названия. На что указывает заглавие: на тему или основную мысль текста?
4. Какие средства связи между предложениями используются в тексте (одном абзаце)? Какой способ связи между предложениями в этом  тексте (цепная, параллельная, их сочетания)?
5. Каким типом речи (повествованием, описанием, рассуждением)  является данный текст? Докажите.
6. Какие изобразительно-выразительные средства использует автор?
7. Охарактеризуйте синтаксис текста.
8. Какие виды орфограмм и пунктограмм встречаются в тексте?
9. Подготовьтесь к выразительному чтению текста.
         Текст называется просто и незатейливо «Паутинка», но  глубоко символично. Паутинка – это что-то тонкое, хрупкое, непрочное. Заденешь ненароком  –  и  чей-то мир разрушится, перестанет существовать. В данном случае паучий.  В последнем предложениис паучьим миром сопоставляется человечий мир. Он такой же хрупкий и непрочный, несмотря на хитросплетения железной паутины. Лопнет какая-нибудь струна, не станет гармонии, не станет, в конце концов, самой жизни. Как же осторожно нужно относиться к жизни, к самой природе, чтобы не нарушить ее гармонии?
         Девять предложений, три из которых сложные (сложносочиненное с тире перед союзом и, бессоюзное и сложноподчиненное). Три односоставных (одно назывное, являющееся экспозиций этого повествования
с элементами описания и рассуждения), а два обобщенно-личных. Обособленные и однородные члены, синтаксический параллелизм (обратный порядок слов). Вот и весь синтаксис. Но какое тревожное настроение создают короткие, рубленые предложения, усиливая сожаление, возникшее уже в первом абзаце (нарушился порядок, не стало гармонии, рухнул мир, выпало звено, лопнула струна).
        Сравнение «горохом», глагольная приставка о- (осыпаются),  показывающие как неожиданно, разом, обвалом со все сторон «рухнул», разрушился, исчез «по-хозяйски» созданный дом, наречие «беспомощно» в сочетании с «закорючинками лапок» вызывают это сожаление. А ведь жили, кого-то сторожили, т.е. подстерегали добычу, и вот теперь беспомощно шевелят лапками.
         Я смотрю и  вижу… Вижу такую же паутину, только созданную руками человека, и быстро-быстро перебирающего железными лапами паука-машину, поезд…
    
Текст проанализирован, выразительно прочитан. Следующим этапом может стать творческая работа: в слабом классе изложение этого текста, в сильном классе можно предложить написать сочинение – анализ данного  текста или самостоятельную миниатюру – подражание писателю.

                                                                               Интегрированные уроки
            Ещё  большие  возможности  лингвостилистического  анализа художественного  текста  открываются  на  уроках  русского  языка, интегрированных с уроками  литературы в 9 -11 классах. Языковедение и литературоведение не должны отрываться друг от друга.  Знания  по русскому языку,  речевые умения  и  навыки должны закрепляться  на уроках  литературы,  а  знания  по литературе  обогащать  речевую практику обучающихся на уроках русского языка.
           Речевая деятельность обучающихся многообразна: слушание, чтение, говорение, письмо. У кого же учиться, как не у мастеров слова — писателей и поэтов.  Сочетание  литературоведческого  анализа  с лингвистическим  анализом  открывает перед  учителем  большие возможности.
         Современная программа требует от учителя-словесника некоторые темы, такие как «Язык как первоэлемент художественной литературы. Роль языка в художественном произведении»,  «Виды тропов и стилистических фигур»,  «Индивидуально-языковой стиль писателя: своеобразие  лексики,  синтаксиса,  ритмов,  интонаций,  словесных образов  и  композиционной  организации  произведения»  (11 кл.); «Изобразительные  возможности  синонимов,  антонимов, паронимов, омонимов.Градация. Антитеза», «Выразительные словообразовательные  средства» и др. (10 кл.)  проводить на материале  изучаемых  на  уроках литературы   художественных  произведений,  литературно-критических статей о творчестве писателей.
            Особенным содержанием наполняются уроки по развитию речи: обучение  умению  определять  рамки  сочинения, объём  и  взаимосвязь основных частей сочинения  —  вступления,  основной  части  и заключения; написание фрагментов сочинения;  конструирование предложений с использованием синонимических синтаксических конструкций.
             Задания для письменных работ  и  устных выступлений обучающихся  носят  исследовательский  характер,  например:  Авторские неологизмы в стихотворениях В.В.Маяковского. Звукопись в стихотворении А.Блока «Незнакомка». Символика цвета в пейзажной лирике С.Есенина. Словарь собственных имён по 1 главе романа «Евгений Онегин» и др.
             На  каждом  уроке  по развитию  речи  идёт  работа  по   обогащению словарного запаса обучающихся.  Причём,  не  просто знакомство   с новым  словом  (его написание, значение), а  включение  этого  слова  в активный словарь школьника.
            Благодатный материал для наблюдения над языком писателя даёт
изучение романа А.Н.Толстого «Петр Первый». Вот, например, какую работу с текстом романа предлагает Е.С.Гришечкина¹:
I. Словарно-орфографическая работа.
Аромат — 1. Душистый, пряный запах (аромат сирени); 2.перен. Неуловимый отпечаток, признак чего-нибудь (аромат эпохи).
Архаизм — 1. Устаревшее слово, оборот речи или грамматическая форма; 2.Пережиток старины.
Колорит — 1.Соотношение красок в картине по тону, насыщенности цвета (яркий колорит); 2.перен. Отпечаток чего-нибудь, совокупность
особенностей (колорит эпохи в историческом романе).
Варваризм — Слово из чужого языка или оборот речи, построенный по образцу чужого языка.
Галлицизм — слово или оборот речи в каком-нибудь языке, построен ные по образцу французского.
Вульгарный — 1. Пошлый, грубый, непристойный (вульгарная речь);
2. Упрощённый до искажения, опошления (вульгарный материализм).
Вульгаризм — Вульгарное слово или выражение, употреблённое в литературном языке.
Макаронизм — Иностранное слово или выражение, употреблённое в речи с сохранением присущей ему формы и произношения.
II. Наблюдение над языком романа.
1) Авторская речь. Читаем 2 отрывка из романа: начало (кн.1, гл.1, главка 1) и отрывок «Немцы на Кукуе...» (кн.1, гл. 2, главка 8)

¹Е.С.Гришечкина. На пути к изящной словесности.  –  Минск: УНПО «Скарына»,1991
«Санька соскочила с печи, задом ударила в забухшую дверь. За Санькой быстро слезли Яшка, Гаврилка и Артамошка: вдруг все  захотели пить, -
вскочили в тёмные сени вслед за облаком пара и дыма из прокисшей избы. Чуть голубоватый свет брезжил в окошечко сквозь снег. Студёно. Обледенела кадка с водой, обледенел деревянный ковшик. Чада прыгали с ноги на ногу, – все были босы, у Санька голова повязана платком, Гаврилка  и  Артамошка  в одних рубашках до пупка».
«Иноземцы на Кукуе часто разговаривали о молодом царе Петре. Собираясь по вечерам на посыпанной песочком площадке, - среди подстриженных деревьев, - они похлопывали ладонями по столикам:
- Эй, Монс, кружечку пива!
Монс в вязаном колпаке, в зелёном жилете, выплывал из освещённой
двери аустерии, неся по пяти  глиняных  кружек  в  каждой руке. Над кружкой -  шапка пены. Вечер тих и приятен. Высыпают звёзды в русском небе, не столь, правда, яркие, пышные, как в Тюрингии, или Бадене, или Вюртемберге, - но жить можно неплохо  и  под русскими звёздами».

          Отметим: язык приведённых отрывков прост и понятен. Предложения по конструкции просты, в приведённых отрывках нет сложноподчиненных  предложений. Детали очень выразительны: крестьянская изба — тёмные сени,    забухшая дверь, прокисшая изба, окошечко с чуть брезжащим светом, босые чада; немецкая слобода — иноземцы, вязаный колпак хозяина аустерии. Два устаревших слова (чада, студёно) и одно иностранное (аустерия).
          Сравним теперь язык вышеприведённых отрывков с языком «царской  грамоты»:
«Буде Самойлович старшине и всему малороссийскому войску негоден,-
великих государей знамя и булаву и всякие войсковые клейноды у него отобрав, послать его в великороссийские города за крепкою стражей. А на его место гетманом учинить кого они, старшина со всем войском малороссийским, излюбят...»
Или ещё:
«Мы, великие государи, тебя, ближнего боярина и оберегателя, князя Василия Васильевича Голицына, за твою к нам многою и радетельною службу, за то, что такие свирепые и исконные креста святого и всего христианства неприятели твоею службою на нечаянно и никогда неслыханно от наших царских ратей в жилищах их поганых пораженье, и побеждены и прогнаны...»
          Эти образчики книжного языка Петровской эпохи, языка специальных документов, царских грамот, указов. Этот язык отличался от разговорной речи, на которую опирался Толстой, создавая свой исторический роман.
- Каким же путём воссоздаётся колорит Петровской эпохи?
2) Архаизмы в романе, особенности их использования (отобранные дома или на уроке примеры комментируются и классифицируются).
а) Архаизмы, требующие специальных пояснений, т.к. они непонятны для современного читателя:
шпынь — шут
ярыжка — полицейский служитель
епитимья — церковное наказание
кравчий — придворный чин
гиль — восстание
Характерно, что Толстой часто в самом тексте романа поясняет значение устаревших слов, например: «На Варварке стоит низенькая изба в шесть окон, с коньками и петухами — кружало — царёв кабак».
«На стенах, обитых золочёной парчой,  висели парсуны,  или,  по-новому, портреты...»
б) Архаизмы, не требующие специальных пояснений:  дань,  вотчина,
посадские люди, перст, отрок, зело, сие, буде, целовальник, штоф,
подъячий, кабальная запись и т.д.
в) Отдельные выражения и старые падежные формы родительного и творительного падежей множественного числа, устаревшие синтаксические обороты: крикнуть Софью на царство, сказывать нового царя,  воевать Крым, Головин с бояры, четырьмя полки стрельцы идут, Нарышкин с товарищи, пожирает, яко волци и др.
3) Особенностью романа является то, что действительность, образы даны в развитии, в динамике. Это находит отражение в языке.
а) В тексте романа встречаются варваризмы, связанные с введением Петром «политеса» в быт правящей верхушки (характерно, что многие из них тоже поясняются в тексте романа: виктория, политес, куафер, презанте, мажордом;  на военном совете, или консилии;  плезир, или гулянье великое; составить  кумпанства, сиречь товарищества; делать галант и т.д.
б) Интересно наблюдать, как изменяется речь Петра вместе с мужанием героя: - речи во время заседания боярской думы до и после Азовских походов, разговор с Меньшиковым (кн. 2, гл.4),  в котором проявляется мудрость, дальновидность русского царя, пришедшие к нему с опытом — отсюда и афористичность речи, её энергичность, напористость:
... Нашумели много
... Это можем
... Чтобы здесь пушка выстрелила, надо её в Москве зарядить.
... Тому мальчишке терять нечего, а мне есть что.
... Войне начало только... Должны одолеть.
в) описывая Крымские походы Голицына, автор употребляет такие слова и выражения: большой воевода, дворяне-ополченцы, мушкеты, алебарды, ферязи, ратники, дружина, войско и т.д.
Рассказывая о войне Петра со шведами, Толстой вводит слова, свидетельствующие о коренной перестройке в армии:  конфузия, виктория, диспозиция, фланг, авангард, батарея, гарнизон, пароль, рапорт, артиллерия, дивизия, регулярная армия и т.д.
4) Говоря об употреблении Толстым заимствованных слов, следует указать на одну интересную деталь: он даёт их в сочетании с просторечными  словами, что придаёт своеобразное