Вторник, 07.05.2024, 11:16
Приветствую Вас, Гость
Третий стол «О любви»
Пятая ученица:                        Любовь – любви не ровня, не родня.
                                                  Любовь с любовью, Боже, как не схожи.
                                                  Та светит, эта жжёт острей огня,
                                                  А от иной досель мороз по коже.
                                                  Одной ты обольщён и улещён,
                                                  Как милостью надменною монарха,
                                                  Другая душно дышит за плечом
                                                  Тяжёлой страстью грешного монаха.
                                                  А та, иезуитские глаза
                                                  Вверх возводя, под вал колодки ищет…
                                                  А эти? Самозванки! К ним – нельзя !
                                                  Разденут, оберут и пустят нищим…
                                                  Любовь – любови рознь. Иди к любви…
                                                  И лишь одной я что-то не встречала –
                                                  Весёлой, той, какую нёс с собой
                                                  Античный мальчик в прорези колчана.
Пятый ученик:                          О, Господи! Все женщины мечтают,
                                                  Чтоб их любили так, как ты меня.
                                                  Об этом в книгах девочки читают,
                                                  Старухи плачут, греясь у огня.
                                                  И мать семьи, живущая, как надо,
                                                  В надёжном доме, где спокойный свет,
                                                  Вздохнёт, следя, как меркнут туч армады:
                                                  И всё как надо, а чего-то нет.
                                                  Есть равновесье, складность, но всечастно
                                                  Никто минут, кромсая дни, не ждёт.
                                                  Никто тебя за счастье, за несчастье,
                                                  Как бред, как наважденье, не клянёт.
                                                  Не довелось…Вздохнёт, а тучи тают,
                                                  Горит закат на самой кромке дня…
                                                  О Господи! Все женщины мечтают,
                                                  Чтоб их любили так, как ты меня –
                                                  Неотвратимо, с яростью, с бедою,
                                                  С желаньем мстить, как первому врагу.
                                                  …Должно быть, я любви такой не стою,
                                                  Коль броситься её в ноги не могу.
Шестая ученица:                      Жив – здоров. Не глядишь на другую.
                                                  Вот и всё. Остальное стерплю.
                                                  Не грустишь? Но и я не тоскую.
                                                  Разлюбил? Но и я не люблю.
                                                  Просто мне, чтоб по белому свету
                                                  Подыматься дорогой крутой,
                                                  Нужно верить, что дышишь ты где-то,
                                                  Жив – здоров…И не любишь другой.
Шестой ученик:                        Я не подслушивал у двери,
                                                  Я не следил из-за угла.
                                                  Я так любил тебя, так верил.
                                                  А ты лгала, лгала, лгала.
                                                  Теперь просить прощенья будешь,
                                                  А что просить, кого просить.
                                                  Легко простить, когда не любишь.
                                                  А если любишь, как простит?
Пятая ученица:                       Я любила твой смех и голос,
                                                 Я за душу твою боролась,
                                                 А душа-то была чужою,
                                                 А душа-то была со ржою.
                                                 Но твердила любовь:
                                                  – Так что же?
                                                  Эту ржавчину уничтожу!
                                                  Были бури,
                                                  И были штили.
                                                  Ах, какие пожары были!
                                                  Только вот ведь какое дело –
                                                  В том огне я одна горела:
                                                  Ржа навеки осталась ржою
                                                   А чужая душа – чужою…
Шестая ученица:                       Вчера ещё – в ногах лежал!
                                                   Равнял с Китайскою державою!
                                                   В раз обе рученьки разжал, –
                                                   Жизнь выпала – копейкой ржавою!
                                                   Само – что дерево трясти! –
                                                   В срок яблоко спадает спелое…
                                                   За всё, за всё меня прости,
                                                   Мой милый, что тебе я сделала?
Пятый ученик:                           Как объяснить слепому,
                                                   Слепому, как ночь, с рожденья,
                                                   Буйство весёлых красок,
                                                   Радуги наважденье?
                                                   Как объяснить глухому,
                                                   Нежность виолончели
                                                   Или угрозу грома?
                                                   Как объяснить бедняге,
                                                   Рождённому с рыбьей кровью,
                                                   Тайну земного чуда,
                                                   Названного Любовью?
Пятая ученица:                         Ты, меня любивший фальшью
                                                   Истины – и правдой лжи,
                                                   Ты, меня любивший – дальше
                                                   Некуда! – За рубежи!
                                                   Ты, меня любивший дольше,
                                                   Времени.– Десницы взмах! –  
                                                   Ты меня не любишь больше:
                                                   Истина в пяти словах.
Шестая ученица:                       Проводила друга до передней.
                                                   Постояла в золотой пыли.
                                                   С колоколенки соседней
                                                   Звуки важные текли.
                                                   Брошена! Придуманное слово –
                                                   Разве я цветок или письмо?
                                                   А глаза глядят уже сурово
                                                   В потемневшее трюмо.
Пятая ученица:                         А ты думал – я тоже такая,
                                                   Что можно забыть меня,
                                                   И что брошусь, моля и рыдая,
                                                   Под копыта гнедого коня.
                                                   Или стану просить у знахарок
                                                   В наговорной воде корешок
                                                   И пришлю тебе страшный подарок –
                                                   Мой заветный душистый платок.
                                                   Будь же проклят. Ни стоном, ни взглядом
                                                   Окаянной души не коснусь,
                                                   Но клянусь тебе ангельским садом,
                                                   Чудотворной иконой клянусь
                                                   И ночей наших пламенным чадом –
                                                   Я к тебе никогда не вернусь.
Шестая ученица:                   Не отрекаются, любя. Ведь жизнь кончается не завтра.
                                               Я перестану ждать тебя, а ты придёшь совсем внезапно.
                                               А ты придёшь, когда темно, когда в стекло ударит вьюга.
                                               Когда припомнишь, как давно не согревали мы друг друга.
                                               И так захочешь теплоты, не полюбившейся когда-то,
                                               Что переждать не сможешь ты трёх человек у автомата.
                                               И будет, как назло, ползти трамвай, метро, не знаю, что там…
                                               И вьюга заметёт следы на дальних подступах к воротам…
                                               А в доме будет грусть и тишь, хрип счётчика и шорох книжки,
                                               Когда ты в двери постучишь, взбежав наверх без передышки.
                                               За это можно всё отдать, и до того я в это верю,
                                               Что трудно мне тебя не ждать, весь день не отходя от двери.
Пятый ученик:                             Ты меня на рассвете разбудишь,
                                                      Проводить необутая выйдешь,
                                                      Ты меня никогда не забудешь,
                                                      Ты меня никогда не увидишь.
                                                      Заслонивши тебя от простуды,
                                                      Я подумаю: «Боже всевышний,
                                                      Я тебя никогда не забуду.
                                                      Я тебя никогда не увижу».
                                                      Не мигают, слезятся от ветра
                                                      Безнадёжные карие вишни,
                                                      Возвращаться – плохая примета.
                                                      Я тебя никогда не увижу.
                                    (Звучит отрывок из рок-оперы Н.Рыбникова «Юнона и Авось» в исполнении А.Караченцева)
Шестой ученик:    «О любви», так коротко, ёмко и многозначительно назвали мы свою рубрику. И комментировать тут нечего, всё понятно без комментариев.
Пронзительные, щемящие, идущие из глубины души слова и звуки, потому что «поэзия сердца» от пушкинского «сердце вновь горит и любит оттого, что не любить оно не может» до друнинского «мы любовь свою схоронили, крест поставили на могиле» близка и понятна каждому во всех её проявлениях – любовь – радость и  счастье, любовь – беда и трагедия, божество и мука смертная, любовь – проклятье,любовь – торжество. Нам осталось назвать только назвать авторов «попурри», прозвучавшего в нашей рубрике: Ирина Снегова, Анна Ахматова, Марина Цветаева Владимир Ермаков, Юлия Друнина, Вероника Тушнова, Андрей Вознесенский. Список поэтов, посвятивших свои стихи любви, можно продолжать до бесконечности. Но соловья баснями не кормят, а поэтому приглашаю всех продолжить чаепитие.
                         ( Музыкальная пауза, во время которой звучит русская народная песня  «Тонкая рябина» в исполнении трио «Рябинушка»)
                                   Четвёртый стол «Искренняя поэзия повседневности»
Седьмая ученица:       Приятные минуты чаепития сопровождала русская народная песня  «Тонкая рябина» в исполнении трио «Рябинушка». Все знают эту песню, но вот знают ли, что песня хоть и народная, но создана она на стихи Ивана Захаровича Сурикова, русского поэта 19 века. Вот так круг замкнулся. Стихотворная форма…сильнее влияет на душу человека,  да и толчок-то к написанию стихов поэты из народа получали от русских песен, которые они слышали у себя в деревнях и знали с детских лет. Стихи Сурикова и были по сути коллективными песнями. Как отмечал поэт Плещеев, в стихах г.Сурикова постоянно звучит сердечная нота. Песня «Что стоишь качаясь…» стала особенно популярной в годы Великой Отечественной войны.
Восьмая ученица:    С первого и до последнего дня войны произведения всех видов и жанров не сходили со страниц печати, мощно звучали по радио, перекатывались по всем фронтам от землянки до землянки окопными героическими и лирическими песнями.
         Важную роль в воспитании любви к Родине сыграла публицистическая поэзия – призывные стихи и песни, которые способствовали сплочённости советских людей в борьбе с фашистскими захватчиками. Из публицистической поэзии выросла патриотическая лирика военных лет. Многие стихи поэтов военного поколения стали песнями. Исаковский, Дудин, Фатьянов, Гудзенко, Сурков, Симонов, Луконин, Берггольц и многие другие поэты стали авторами слов полюбившихся песен: «Соловьи», «Огонёк», «Синий платочек», «Катюша» – не только у нас в стране, но и  за рубежом. Некоторые из этих песен рождались совершенно случайно, из частного случая, но становились общепризнанными и, выражая чаяния многих, звучали как произведения огромной обобщающей силы. Такова, например, история «Землянки» Алексея Суркова.
Седьмой ученик:      «Это было 16 «домашних» строк из письма жене. А написал я его в конце ноября, после тяжёлого боя под Истрой, когда пришлось мне с гвардейским полком пробиваться ночью из окружения, – вспоминал позднее А.Сурков. – Так бы и остались эти стихи частью письма, если бы где-то в феврале не появился в нашей фронтовой редакции композитор Константин Листов и не стал просить «что-нибудь, на что можно написать песню». И тут я, на счастье, вспомнил о тех стихах, разыскал в блокноте и, переписав начисто, отдал Листову, будучи уверенным, что ничего не получится. Но через неделю композитор вновь появился в редакции фронтовой газеты, попросил у фоторепортёра гитару и спел свою новую песню «В землянке». А вскоре песня зазвучала и по радио, особенно часто в рубрике «По заявкам воинов».
                                              ( Песню К. Листова, на стихи А.Суркова «В землянке» поют все участники  и гости Литературной гостиной)
               Вьётся в тесной печурке огонь.                    И поёт мне в землянке гармонь
               На поленьях смола, как слеза,                     Про улыбку твою и глаза.
               Про тебя мне шептали кусты                        Ты сейчас далеко-далеко,
               В белоснежных полях под Москвой.             Между нами снега и снега.
               Я хочу, чтобы слышала ты,                           До тебя мне дойти нелегко,
               Как тоскует мой голос живой.                       А до смерти – четыре шага.
                                                Пой, гармоника, смерти назло,
                                                Заплутавшее счастье зови.
                                                Мне в холодной землянке тепло
                                                От твоей негасимой любви.
Восьмой ученик:    В 1956 году вышел в свет первый альманах «День поэзии». В его заглавии – название поэтического праздника, ставшего ежегодным: в этот день по всей стране читались стихи, поэты выходили на импровизированные  сцены площадей и стадионов. Страна жила поэзией. А поэзия спешила доказать, что прозаической серой повседневности не существует, что ежедневный мир прекрасен, если в него всмотреться с доверием и полюбить. Поэтическое эхо раскатилось по стране. Поэтов было множество, но основными возмутителями поэтического спокойствия явились четверо: Белла Ахмадулина, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Роберт Рождественский (ныне покойный). Кажется, никогда поэзия не была так популярна, ибо была настроена на её сегодняшнюю речь и насущные запросы: она учила не приспосабливаться, а плыть против течения, быть самим собой. Поэты формулировали новые  нравст-
венные принципы и убеждали, что живут в согласии с ними. Поэзия требовала и от власти, и от общества не отступать от путей обновления жизни.
Здесь громче всех звучал голос Евтушенко. У Беллы Ахмадулиной роль была особой, более камерной, менее публичной. Но всех их объединяет то, их стихи поют, потому что многие из них стали песнями. Причём песнями разных жанров: то высокие, гражданские, то глубоко личные, лирические, даже интимные. Например, широкий международный резонанс приобрела песня Эдуарда Колмановского на стихи Евгения Евтушенко «Хотят ли русские войны», и его же перу принадлежат слова песни Арно Бабаджаняна «Не спеши».
                           (Звучит песня А. Бабаджаняна, на стихи Е.Евтушенко «Не спеши» в исполнении Анны Герман)
Седьмой ученик:  Не менее известны лирико-патриотические песни Р.Рождественского к первому советскому сериалу «Семнадцать мгновений весны» и разве-
сёлая  «свадьба», которая «пела и плясала». Нельзя не сказать несколько слов об авторской песне. Долгое время творчество бардов считалось самодеятельностью, их не считали поэтами, тем более композиторами, и даже отказывали в праве называться певцами. Но их творчество говорит само за себя, и сегодня достаточно назвать имена, которые известны каждому человеку: Новелла Матвеева, Александр Галич, Владимир Высоцкий, Булат Окуджава, Юрий Визбор и другие – как сама собой в душах многих зазвучит музыка их песен.
                              ( Звучит песня Давида Тухманова, на стихи Р.Рождественского «Родина моя» в исполнении Софии Ротару)
Ведущий: Вы видите у меня на столе талисман нашей сегодняшней встречи. Я прошу всех, передавая его из рук в руки, скажите несколько слов о своих впечатлениях, пожеланиях, может быть, слова благодарности в чей-то адрес. Можно, конечно, и молча передать талисман соседу, нельзя только молчать,
держа талисман в руках. Ну и помнить, конечно, что краткость – сестра таланта.
                                            ( Все передают по кругу плюшевого медвежонка и высказывают свои отзывы и пожелания)