Вторник, 07.05.2024, 16:52
Приветствую Вас, Гость
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА
И ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА ОБУЧАЮЩИХСЯ К ИЗУЧАЕМЫМ ПРЕДМЕТАМ


           Нестандартные уроки с их возможностями повышения мотивации деятельности  обучающихся,  сотрудничества  учителя  и  обучающихся давно  привлекают  внимание  и  применяются  на  практике  многими творчески работающими учителями. В нашей практике также использовались  отдельные  формы  таких уроков, но систематическая  работа над
темой началась с  1994 года. Накопленный опыт позволяет сделать  некоторые выводы и обобщения.
          Для чего нужны нестандартные уроки?
          Во-первых,  методического разнообразия требует сам  изучаемый материал. Ведь жизненный  путь и  творчество каждого писателя непов
торимы, и, следовательно, к  их  изучению  необходимо  подходить по-разному. Не терпит шаблона и овладение грамматическими явлениями, лексической стороной языка.
        Во-вторых, необходимость методического разнообразия диктуется самим  характером  школьной  жизни,   представляющей  собой  прежде
всего бесконечную повторяемость. Урок, многократно повторённый  по своей  структуре  и  выполняемым  умственным  операциям,  притупляет внимание, надоедает, вызывает отрицательные эмоции , снижает  эффективность   учебного  процесса.  Следовательно,  необходимо    нарушить монотонность,  разорвать  ярким, необычным  событием, которое надолго бы запечатлелось в памяти и позитивно влияло на  процесс обучения.
         В-третьих,   нестандартные  уроки  необходимы  для    воспитания творческой личности. Ученик должен  постоянно  видеть  перед   собой примеры творческого отношения к делу, тогда он сам всё время  учится творчеству и уже не представляет для  себя  другого  возможного стиля деятельности.
           При  всём  многообразии  нестандартных уроков, у них довольно много общих  черт, имеющих  психологическую  природу.   Чаще всего
это   уроки-игры.    Прежде  всего  нестандартные  уроки  имеют    ярко выраженную  мотивацию   достижения,   подчинённую   определённой
игровой   задаче:  победить  в   таком-то  конкурсе,  осуществить поиск, выступить в определённой  роли... Перед  обучающимися  не   ставится
прямая  цель овладеть определёнными знаниями, умениями, это  оказывается  как  бы  побочным  продуктом  игровой  деятельности.       Игра
отличается  ярко  выраженным  добровольным  характером,  что привлекательно само по себе для школьников всех возрастов, и  особенно  для младших классов. С этим связано и добровольное подчинение всех участников  определённым  правилам.
Игра характеризуется неопределённостью  исхода  и  тем  интригует  участников,  поэтому  все    должны участвовать в ней одновременно, при максимальной активности. И, наконец,  игра  должна  обеспечивать более  высокую,  по сравнению  с обычными формами урока, обучающую, развивающую и воспитывающую результативность.  Иначе  какой  смысл  проводить  такие    уроки,     ведь подготовка к ним требует от учителя значительно больше  затрат времени и сил.  Указанные признаки  выступают как необходимые при построении
и оценке любого занятия, претендующего на  методический  статус  урока-игры.
          Вместе с тем у каждого такого урока имеются и некоторые типологические признаки. Все уроки этого типа делятся на учебно-ролевые и 
соревновательные. Отличительной особенностью ролевых игр-уроков является
то,  что  их  психологическую  основу  составляет механизм  воображения. Обучающиеся    вместе  с   учителем  представляют  себя   исполнителями определённых ролей, оказавшимися в заданной ситуации и во   взаимодействии  решающими  соответствующую  задачу.
        Учебно-ролевые  игры  в  свою  очередь делятся на несколько  видов:
с  принятием  сюжета;  фантазирования;  деловые игры.
       На  уроках  первого  вида  за  обучающимися  закрепляются  ролевые функции,  идея  которых  заимствована  из  театрального  спектакля, кино фильма, известного рассказа, сказки и т.п.  То  есть  роли  носят схематизированный, во многом символический характер. В нашей практике к таким играм относится урок-спектакль по теме «Междометие»  в 7 классе, урок-путешествие  в  Страну  Русского  Языка  (обобщающе - повторительный урок  русского языка  в 5 классе), уроки-концерты и уроки-конкурсы  при изучении  лирики  русских  поэтов ХI-XX вв.,  с  тщательно  составленной программой, с конферансье, со  зрителями  и  аплодисментами, с нарядны
ми костюмами, с жюри и награждением грамотами, подарками;  фольклорный  праздник  « Посиделки» в 5-6 классах.
         К разряду игр – фантазирования  относятся  урок-экскурсия    «Этнографическая экспедиция»  в  6 классе, после которой пишутся  настоящие отчёты,  уроки  литературы  в  8  классе  «Цветы  любимому  писателю»,
«Поэты — наши земляки».
         Деловые  игры  также  построены  на проигрывании ролей, но только не  художественных  (персонифицированных), а профессиональных (функциональных). В этих  играх психологически моделируются, воспроизводятся  с  необходимыми  видоизменениями  (применительно  к   требованиям учебной деятельности) условия профессиональной деятельности. Деловая игра  позволяет  повысить  воспитательную  эффективность  уроков.
          В настоящее  время  учебная  деятельность  школьников  строится  в основном на основе потребительской мотивации. Если  не  считать  некоторых  уроков  производственного  обучения, то  все совершаемые ими действия  направлены  на  удовлетворение  личных  потребностей:   пополнение знаний, умений и навыков, развитие способностей. Между тем   «личность не может развиваться только в рамках потребления, её развитие необходимо предполагает смещение потребностей на  созидание,  которое  одно  не знает границ» (Леонтьев А.Н. «Деятельность. Сознание. Личность»).
Уроки,  построенные  по  принципу  деловой  игры,  как  раз  и  позволяют осуществлять — хотя бы эпизодически – это столь нужное для воспитания школьников смещение потребностей на созидание. Ведь когда в  процессе игры обучающиеся оказывают друг другу помощь, их действия  приобретают социально значимую ценность, ими движет не только потребительная,
но и производительная мотивация. Совершенно очевидно, что эту сторону деловых игр нужно всячески обогащать и совершенствовать.
          В   нашей   практике  к  таким  урокам-играм  можно отнести    урок «Общественный смотр знаний по теме «Имя существительное» в 5 классе,  комплексный лингвистический  анализ  текста  по  теме  «Наречие»    в   7  классе,    интегрированные  уроки   «Письменный  анализ    стихотворения  М.Ю.Лермонтова  «Поэт»(1838 г.) в 9 классе  и  Гончаров  «Обломов» в 10  классе.
          Большим эмоциональным потенциалом обладают соревновательные игры. В конце таких уроков или на следующем обязательно проводим обсу
ждение результатов  игры:  что  помогло,  что помешало, как следует поступать в дальнейшем. Такие игры развивают творческую инициативу  и  само деятельность обучающихся.
         Больше  всего  игр  именно  такого  характера в  нашей методической копилке. Литературные  встречи  в  5  классе,  путешествие  по  Стране Литературии в 6 классе, Аукцион знаний по «Петербургским повестям»  Н.В.Гоголя  в  8 классе,  викторина «Умники и умницы» по балладам  В.А. Жуковского  в  9 классе,  литературная  викторина  «Автограф»  в  11  классе,
«Что? Где? Когда?»  -  русский язык  в  5  классе по  теме  «Имя  существительное. Обобщающий урок»   и  другие.
          Кроме перечисленных уроков-игр проводим и другие нестандартные уроки, которые под определение игр не подходят, например, урок-портрет «Владимир Высоцкий — трагический камертон эпохи» в 10 классе, а также уроки-семинары,  практикумы,  зачёты.
         Но какой бы формы ни был урок, не стоит забывать о его содержании, так как  специфика наших предметов такова, что материалы того или иного урока диктуют и форму его проведения. Важно, чтобы форма высвечивала,
а  не  затмевала  содержание. Особенно  это  касается  уроков  литературы, потому  что главное место на них должен занимать художественный текст. Равно как и на уроках русского языка, на которых  обучающиеся  овладевают законами грамматики и культуры речи.
         В заключение несколько слов о том, что только сочетание  традиционных и нестандартных уроков может  принести существенную пользу в овладении учащимися прочными знаниями и умениями, в развитии творческих способностей детей, в формировании из них развитых личностей.


Приложения к статье.

                    Литература 11 класс
Урок № 101 Литературная викторина «Автограф»
Тема: Повторение литературы XIX века. Подготовка к выпускному экзамену по литературе.
Цель: 1) повторить основные произведения, изученные в 9-10 классах: биографические сведения об авторах, сюжет, композиция, система героев,
              критика, теория литературы;
          2) развитие умения связного высказывания на литературную тему умения мыслить, устанавливать логические связи, находить и
              устанавливать литературные параллели;
          3) способствовать развитию читательских интересов учащихся.
Оборудование: костюмерная с костюмами литературных героев, номерки, грамзаписи с фрагментами музыкальных произведений, кроссворды,
              реквизит для проведения аукциона (молоток, деревянная подставка), библиотечная полка с книгами.
                                                                                                     Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
II. Литературная викторина «Автограф».
1 конкурс. Парад литературных героев (4 очка)
Участники викторины вытаскивают номера, по которым получают в костюмер-ной костюм литературного героя. Узнают по костюму своего героя (1     очко)     Цитируют строчки из произведения, называют автора (2 очка) Находят среди зрителей своего партнёра по произведению, приглашают его (её) на тур вальса, танцуют с ним (с ней) вальс и затем представляют себя и своего партнёра зрителям (1 очко)

Костюмы: Белое бальное платье с розочками на корсете, веер; фрак, кружевные манишка, жабо, манжеты; расчёски, пилочки, щётки, гранёный флакон  одеколона; большой зелёный платок с кистями, соломенная шляпка с цветочками, перчатки, губная помада; военный сюртук с эполетами; длинное платье в стиле XIX века, папка с нотами, записка «Сегодня в одиннадцать часов вечера... будьте на кладбище возле памятника Деметти».
Герои:   Наташа Ростова, Евгений Онегин, Соня Мармеладова,  Григорий Александрович Печорин,  Катерина Ивановна Туркина.

2 конкурс. Музыкальный салон (4 очка)

Снова участники викторины вытаскивают номера, предъявляют их в Музыкальном салоне, и для них звучит отрывок музыкального произведения.
Называют композитора и произведение (2 очка)
Называют писателя (поэта) и литературное произведение, к которому написана прозвучавшая музыка (2 очка).

1. Сергей Прокофьев. Опера «Война и мир». Первый бал Наташи. Вальс. Л.Н. Толстой «Война и мир»
2. Е. Шашина. Романс «Выхожу один я на дорогу». М.Ю. Лермонтов «Выхожу один я на дорогу»
3. М.И.Глинка. Опера «Руслан и Людмила». Марш Черномора. А.С. Пушкин «Руслан и Людмила».
4. Н.А. Римский-Корсаков. «Снегурочка». Ария Снегурочки. А.Н.Островский «Снегурочка».
5. П.И.Чайковский. Опера «Евгений Онегин». Письмо Татьяны. А.С.Пушкин «Евгений Онегин».

3 конкурс. Конкурс кроссвордов (5 очков)
Разгадать кроссворды. Каждое угаданное слово 1 очко.

По горизонтали: 3.« Я взглянул окрест меня - душа моя страданиями человечества уязвлена стала»(а). 4. Кому принадлежит коллекция картин: «На картинах ... всё греческие полководцы, гравированные во весь рост. Маврокордато в красных панталонах и в мундире, с очками на носу, Маули, Канари»? (п). 5. Прозаическое произведение, в котором нарисовано одно, реже несколько событий с малым количеством действующих лиц.
По вертикали: 1. «А мы, их жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха, кроме той невольной боязни, сжимающей сердце при мысли о неизбежном конце, мы не способны более к великим жертвам» (нзв) (главы из романа М.Ю.Лермонтова).
2. «..., добрый мой приятель,...» (п).


По горизонтали: 2.Родоначальник сентиментализма в русской литературе. 4.О ком сказал А.С.Пушкин:«Соединяя необыкновенную силу воли с
необыкновенною силою познания, ..обнял все отрасли просвещения»? 5. Повесть из цикла «Арабески» Н.В.Гоголя.
По вертикали: 1. «И упал он силою, и воскликнул в душевной немощи: «Батька, где ты? Слышишь ли ты меня?» (сб., в котором была напечатана эта повесть). 3. Стихотворение из 14 строк, построенное по строгой системе строф (2 катрена и 2 терцета).


По горизонтали:
3.Один из вариантов написания фамилии героя романа Ричардсона «Клариса Гарлоу», упомянутого на страницах «Евгения Онегина». В современном языке употребляется как имя нарицательное применительно к герою любовных похождений. 5. Строфа из восьми строк.
По вертикали: 1. «...первым я дерзнул в забавном русском слоге //О добродетелях Фелицы возгласить...» (а). 2. Произведение М.Ю.Лермонтова, в котором развивается тема стихотворения «Как часто пёстрою толпою окружён...» (нзв). 4. «Шутить и век шутить. Как вас на это станет? » (п).


По горизонтали: 2. «...черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару». (п).
4. Творчество этого писателя, вышедшего из семьи потомственных обойщиков, настоятельно советовал изучать Н.В.Гоголю А.С.Пушкин. Герои пьес этого писателя до сих пор не сходят со сцен театров. 5. О ком писал Н.В.Гоголь в своей статье: «Никто ещё не писал у нас такою правильною, прекрасною, благоуханною прозою»?
По вертикали: 1. «Голову мою на плаху положу за несчастных соотечественников» (а). 3. Двусложный размер стиха.


По горизонтали: 1. «...Старушка дряхлая, седая, //Глазами впалыми сверкая, // С горбом, с трясучей головой, //Печальной ветхости картина.//Ах, витязь, то была...!» (п). 3. Поэт, с чьим героем сравнивает своего Онегина А.С.Пушкин. 4. Какое слово пропущено в описании одного из героев поэмы «Мёртвые души»: «...щёки сделались настоящий ... в рассуждении гладкости и лоска»?
По вертикали: 1. Небольшой по объёму жанр повествовательной литературы, приближающийся к повести, рассказу. 2. Что объединяет А.С.Пушкина, В.Л.Пушкина, В.А.Жуковского и др.? (о)

(а) — автор, (нзв) — название произведения, (п) — персонаж , (о) — литературное общество

4 конкурс. Псевдонимы (4 очка)

Составить свою библиотеку из книг, стоящих на книжной полке. Каждый участник получает список подлинных фамилий писателей, по которым и отбирает нужные ему книги. За каждую правильно выбранную книгу очко.

1 карточка:
1. Анри Бейль (Стендаль)
2. К.И.Корнейчук (Чуковский)
3. Б.Н.Бугаев (Андрей Белый)
4. А.М.Пешков (М. Горький)

2 карточка:
1. Аврора Дюдеван (Жорж Санд)
2. Б.Н.Кампов (Полевой)
3. Е.Придворов (Демьян Бедный)
4. Н.А.Лохвицкая (Тэффи)

3 карточка:
1. Огюст Карон (Бомарше)
2. В. Смидович (Вересаев)
3. А. Гриневский (А. Грин)
4. А.Горенко (Ахматова)

4 карточка:
1. Жан Батист Поклен (Мольер)
2. Самюэль Клеменс (Марк Твен)
3. А. Толстой и братья Жемчужниковы (Козьма Прутков)
4. Э. Дзюбин (Багрицкий)
5 карточка:
1. Уильям Сидни Портер (О' Генри)
2. Илья Файнзильбергер и Евгений Катаев (Ильф и Петров)
3. А.П.Климентов (А.Платонов)
4. Кириенко-Волошин (Максимилиан Волошин)

5 конкурс. Пресс-конференция (4 очка)
Назовите моё имя, отчество и фамилию, место действия. За каждую правильно названную информацию 1 очко.
1. «Карету мне, карету!..» (Александр Андреевич Чацкий. Москва. Дом Фамусова)
2. Несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были чёрные — признак породы в человеке. (Григорий Александрович Печорин. Владикавказ.)
3. Петрович взял капот, разложил его сначала на столе, рассматривал долго, покачал головою и полез рукою на окно за табакеркой...Понюхав табаку, Петрович растопырил капот на руках и рассмотрел его против света и опять покачал головою... и наконец сказал:
— Нет, нельзя поправить: худой гардероб!
(Акакий Акакиевич Башмачкин. Петербург)
4. Длинное и худое лицо с широким лбом, кверху плоским, книзу заострённым носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойною улыбкою и выражало самоуверенность и ум. (Евгений Васильевич Базаров. Марьино)
5. В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод... (Павел Иванович Чичиков. Губернский город N)

6 конкурс. Аукцион точного времени (2 очка победителю)

Кто последний назовёт точную дату, отрезок времени, время суток, названные героями комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума», получает 2 очка. Чтобы дать ответ, надо поднять вверх карточку со своим номером и получить разрешение говорить. После третьего удара молотка ответы не принимаются.

Софья: — Который час? — Лиза: Седьмой,осьмой, девятый...
Софья: Идите, целый день ещё потерпим скуку.
Фамусов: Всю ночь читает небылицы...
Лиза: Бедняжка будто знал, что года через три...
Лиза: Забыла волосы чернить. И через три дни поседела.
Чацкий: Чуть свет — уж на ногах! И я у ваших ног.
Я сорок пять часов, глаз мигом не прищуря...
Лиза: Ей богу, нет пяти минут, как поминали мы вас тут.
Чацкий: Вот полчаса холодности терплю.
Фамусов: Три года не писал двух слов.
Фамусов: Во вторник зван я на форели.
Фамусов: Ешь три часа, в три дни не сварится.
Чацкий: Ах, тот скажи любви конец, кто на три года вдаль уедет.
Скалозуб: В тринадцатом году мы отличились с братом.
Скалозуб: Не жалуюсь, не обходили. Однако за полком два года поводили.
Скалозуб: Я с восемьсот девятого служу.
Молчалин: День за день, нынче , как вчера.
Молчалин: Балы даёт нельзя богаче от Рождества и до поста.
Чацкий: Что твердил назад тому пять лет?)

III. Подведение итогов, награждение победителя, выставление оценок.

             За  15-20 очков – «5», 10-14 — «4», 5-9 — «3».