Среда, 08.05.2024, 04:53
Приветствую Вас, Гость
Литературная гостиная   "Поэзия,которую поют"
Оформление кабинета: столы расставлены вдоль стен кабинета полукругом, покрыты скатертями, на столах зажжённые свечи, самовары, чайные приборы, угощенье в красивой посуде; на стенах позади каждого стола – стенгазеты о поэтах, их творчестве, портреты поэтов и певцов XIX – XX вв. Окна закрыты шторами затемнения, вдоль них длинный стол для гостей. На левом крыле доски имена, отчества, фамилии поэтов, на правом – композиторов, в центре эмблема праздника,  на столе ведущего магнитола.                                                           
Ведущий: Сегодня, 21 марта, Всемирный день поэзии. И предметом нашей встречи, нашего разговора станет поэзия, поэзия, которую поют. Как поэзия становится песней? По-разному. Иногда это коллективный плод содружества поэта и композитора, иногда стихи сами просятся на музыку, в них самих заложен музыкальный строй, как, например, стихотворение А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…». В другой раз прекрасная мелодия рождает поэтические строки. Но как ни встретились бы слова и музыка, песня – это то чудо, которое делает человека лучше, чище, одухотвореннее, то чудо, что сближает людей, рождает добрые чувства. Желаю вам приятных минут общения с поэзией, с музыкой, друг с другом.  Предоставляю слово участникам первого стола.
                                                        Первый стол «Романс»
Первый ученик:    Евгений Баратынский. «Разуверение».
        Не искушай меня без нужды               Слепой тоски моей не множь,
        Возвратом нежности твоей:                 Не заводи о прежнем слова,
        Разочарованному чужды                     И, друг заботливый, больного
        Все обольщенья прежних дней!           В его дремоте не тревожь!
        Уж я не верю увереньям,                     Я сплю, мне сладко усыпленье,
        Уж я не верую в любовь                      Забудь бывалые мечты:
        И не могу предаться вновь                   В душе моей одно волненье,
        Раз изменившим сновиденьям!              А не любовь пробудишь ты.
Второй ученик: 
Алексей Апухтин
      Ночи безумные, ночи бессонные,            Пусть даже время рукой беспощадною
      Речи не связные, взоры усталые…            Мне указало, что было в вас ложного,
      Ночи последним огнём озаренные,        Всё же лечу я к вам памятью жадною,
      Осени мёртвой цветы запоздалые!        В прошлом ответа ищу невозможного…
                   
                    Вкрадчивым шёпотом вы заглушаете
                    Звуки дневные, несносные, шумные,
                    В тихую ночь вы мой сон отгоняете,
                    Ночи бессонные ночи безумные!
                                                                            
                                   (Звучит попурри из романсов)
Первая ученица: Романс – один из жанров вокальной музыки. Название это возникло от испанского слова «romance», романский, то есть исполняемый на романском (испанском) языке. Появилось это название тогда, когда в Испании получили большое распространение так называемые «светские» песни. В отличие от церковных песнопений, которые в  католических странах исполнялись всегда на латыни, «светские» песни пели на испанском языке.  Романсы – песни для голоса с инструментальным сопровождением – распространились из Испании по всей Европе. Попали они и в Россию. Разумеется, что звучали они не на испанском языке, но название закрепилось. Сначала только за теми произведениями, которые имели не русские (чаще всего французские) тексты.
Со временем композиторы стали создавать романсы на стихи русских поэтов. Наверное, многие слышали замечательные романсы Глинки, Даргомыжского,
Бородина, Мусоргского, Чайковского и Римского-Корсакова, Танеева и Рахманинова, Прокофьева и Свиридова – эти подлинные жемчужины камерного вокального искусства (Камерный – домашний, не для большого зала. Вокальный – для голоса.)
                           (Звучит романс Глинки «Я помню чудное мгновенье» в исполнении Г. Нэлеппа.)
Первый ученик:   История написания этого стихотворения знакома каждому. Оно посвящено Анне Петровне Керн. Впервые познакомился с ней Пушкин в 1819 году в доме Олениных, а затем снова встретил её в Тригорском в пору пребывания в Михайловской ссылке. Пушкин влюбился в Керн, был любим ею, и плодом этой любви явилось стихотворение «Я помню чудное мгновенье». В стихотворении много  музыки: певучей, длящейся во времени, протяжной музыки стиха, музыки чувства. Стихотворение строится на музыкальных вариациях ограниченного круга образов-мотивов: чудное мгновенье – гений чистой красоты – божество – вдохновение. Сами по себе эти образы не содержат ничего непосредственного, конкретного. Всё это из мира отвлеченных и высоких понятий. Но в общем музыкальном оформлении стихотворения они становятся живыми понятиями, живыми образами. И, по признанию Михаила Ивановича Глинки, ему ничего не оставалось, как записать это стихотворение нотами после того, как оно попало ему в руки.

Вторая ученица:   Другой композитор, Пётр Ильич Чайковский, признавался: «Толстой – неисчерпаемый источник для текстов под музыку, это один из самых  симпатичных мне поэтов».  Романс Чайковского «Средь шумного бала…» написан  на стихи Алексея Константиновича Толстого. Поэзия Толстого очень автобиографична. В 1851 году на балу он познакомился со своей будущей женой Софьей Андреевной Бахметьевой в замужестве Миллер.  Официально оформить брак Алексею Константиновичу удалось лишь спустя двенадцать лет: мешали муж Софьи Андреевны, долго не дававший развода, и родные
Толстого. Средь шумного бала, случайно, //В тревоге мирской суеты, //Тебя я увидел, но тайна //Твои покрывала черты. Тайна, покрывающая черты незнакомки – не только маска, но и тайна её судьбы, её прошлого, наложившего отпечаток на весь её облик. И такое прошлое у Софьи Андреевны Бахметьевой действительно было: роман с князем Вяземским; дуэль с ним её брата, которого князь убил; невыносимая жизнь в семье, где её считали
виновницей гибели юноши; неудачный брак с полковником Миллером. Толстому ещё предстояло перестрадать с любимой «минувшие годы», перечувствовать вместе с ней её прежние «печали и надежды». «Многое больно мне было, во многом тебя упрекнул я; но позабыть не хочу ни ошибок твоих, ни страданий…» –  писал поэт в 1851 году.
                          (Звучит романс П.И.Чайковского «Средь шумного бала…», исполнитель С.Лемешев)
Второй ученик:  Столь же музыкальна поэзия Афанасия Афанасьевича Фета. «Фет в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область… Это не просто поэт, скорее поэт-музыкант, как бы избегающий даже таких тем, которые легко поддаются выражению словом», – писал П.И.Чайковский.
Первая ученица:    Какие-то носятся звуки              Казалось бы, что ж? Отзвучала
                                И льнут к моему изголовью.        Последняя нежная ласка,
                                Полны они томной разлуки,         По улице пыль пробежала,
                                Дрожат небывалой любовью.       Почтовая скрылась коляска…
                                                         И только… Но песня разлуки
                                                         Несбыточной дразнит любовью,
                                                         И носятся светлые звуки
                                                         И льнут к моему изголовью.
Второй ученик: «Стих Фета имеет волшебную музыкальность и притом постоянно разнообразную; для каждого настроения души у поэта является своя мелодия, и по богатству мелодий никто с ним не может равняться» Н.Страхов
                                                                   Майская ночь
                    Отсталых туч над нами пролетает          Царит весны таинственная сила
                    Последняя толпа;                                      С звездами на челе.–
                    Прозрачный их отрезок мягко тает         Ты, нежная! Ты счастье мне сулила
                    У лунного серпа.                                       На суетной земле.
                                                       А счастье где? Не здесь в среде убогой,
                                                       А вот оно, как дым.
                                                       За ним! за ним! воздушною дорогой…
«Стихотворение – одно из тех редких, в которых ни слова прибавить, убавить или изменить нельзя: оно живое само и прелестно. Оно так хорошо, – признавался в письме к Фету Л.Н.Толстой, – что, мне кажется, это не случайное стихотворение, а что это первая струя давно задержанного потока…» Романсы на стихи Фета писали Антон Антонович Аренский (изящные), Сергей Иванович Танеев (лучшие произведения отличались глубиной мысли и сосредоточен-ностью чувства), Пётр Ильич Чайковский (гениальные), Пётр Петрович Булахов, Сергей Рахманинов.
                                             (Звучит романс Александра Егоровича Варламова «На заре ты её не буди…», исполнитель Н.Тимченко)
Вторая ученица:
   Наш рассказ получился бы неполным, не назови мы ещё одно имя, на чьи стихи написаны десятки музыкальных произведений  Глинкой, Кюи, Рахманиновым и другими – это Фёдор Иванович Тютчев. Нет ни одного человека, наверное, который не знал бы романса «Я встретил вас…» (муз. Глинки) на стихи Ф.И.Тютчева «КБ». Как считают исследователи творчества Тютчева, КБ – это переставленные сокращения «Баронессе Крюденер». Вскоре после приезда в Мюнхен в 1823 году Тютчев влюбился в совсем ещё юную Амалию фон Лерхенфельд. К концу 1824 года любовь достигла высшего накала,
что выразилось в написанном тогда стихотворении «Твой милый взор, невинной страстью полный…». А в 1836 году Тютчев, уже женатый на другой, написал одно из обаятельнейших стихотворений «Я помню время золотое», по-видимому, к десятилетию своей влюблённости в Амалию. Но она не смогла или не захотела связать с ним своей судьбы. В отсутствие Тютчева вышла замуж за сослуживца Тютчева барона А.С. Крюденера. В конце жизни в 1870 году Тютчев встретил Амалию в Карлсбадене, и родились стихи, которые, положенные на музыку М.Глинки, стали самыми знаменитыми.
                                             (Звучит романс «Я встретил вас…» в исполнении И.Козловского)
Ведущий:
Не красна изба углами, а красна пирогами. Угощайтесь, гости дорогие!  (Девочки разносят чай)
А теперь слово предоставляется второму столу «От прошлого к настоящему»
                                                               Второй стол «От прошлого к настоящему»
Третий ученик:  «Родился я с песнями» Сергей Есенин родился в селе Константиново, ныне Есенино, Рязанской области в крестьянской семье. С 1913 года жил в Москве, работал в типографии А.М.Шанявского. В 1915 году переехал в Петроград, где сблизился с поэтами Н.Клюевым, С.Городецким, познакомился с А.Белым, А.Блоком. Первый сборник стихов «Радуница» (1916) привлёк внимание проникновенным изображением природы и «праздничностью зрения».
Сергей Есенин выразил своей поэзией горячую любовь к Родине, «неисчерпаемую печаль полей», любовь ко всему живому в мире и милосердие».
                                                       Стихи мои,
                                                       Спокойно расскажите
                                                       Про жизнь мою.
Четвёртый ученик:                       Родился я с песнями в травном одеяле,
                                                       Зори меня вешние в радугу свивали.
                                                       Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,
                                                       Сутемень колдовская счастье мне пророчит.
Третья ученица:                            Край любимый! Сердцу снятся
                                                       Скирды солнца в водах лонных.
                                                       Я хотел бы затеряться
                                                       В зеленях твоих стозвонных.
                                                       Если крикнет рать святая:
                                                       «Кинь ты Русь, живи в раю!»
                                                       Я скажу: «Не надо рая,
                                                       Дайте родину мою».
Четвёртая ученица:                      Но люблю тебя, родина кроткая!
                                                        А за что – разгадать не могу.
                                                        Весела твоя радость короткая
                                                        С громкой песней весной на лугу.
                                                        Я люблю над покосной стоянкою
                                                        Слушать вечером гуд комаров.
                                                        А как гаркнут ребята тальянкою,
                                                        Выйдут девки плясать у костров.
                                                        Загорятся, как чёрна смородина,
                                                        Угли-очи в подковах бровей.
                                                        Ой ты, Русь моя, милая родина,
                                                        Сладкий отдых в шелку купырей.
Третий ученик:                               О Русь – малиновое поле
                                                        И синь, упавшая в реку, –
                                                        Люблю до радости и боли
                                                        Твою озёрную тоску.
                                                        Холодной скорби не измерить,
                                                        Ты на туманном берегу.
                                                        Но не любить тебя, не верить –
                                                        Я научиться не могу.
                                    (Звучит романс В.З.Липатова «Письмо к матери» в исполнении директора школы Волкова Г.И. под аккомпанемент гитары)
Четвёртая ученица:      «Недопевший поэт» При жизни его имя было известно узкому кругу ценителей поэзии, а после его смерти обрело всенародное признание. Писатель В.Ганичев отметил: «Просто, естественно, мягко, с чувством ответственности за сказанное говорил Николай  Рубцов в своих стихах о родной земле, о любви, о природе, о Родине». Глеб Горбовский назвал Рубцова долгожданным поэтом, потому что многие годы жизни в поэзии страны ощущалось кислородное голодание без его стихов. Война, детдом, скитания по послевоенной стране дали определённый осадок, но он на тяготы никогда не жаловался.                               Вот, говорят, что скуден был паёк.
                                                Что ночи были с холодом, тоскою –
                                                Я лучше помню ивы над рекою
                                                И запоздалый в поле огонёк.
Многие стихи Рубцова перекликаются с есенинскими – лирическими, задушевными.
                                                 Я люблю, когда шумят берёзы,
                                                 Когда листья падают с берёз.
                                                 Слушаю, и набегают слёзы
                                                 На глаза, отвыкшие от слёз.
Н.Рубцов говорил: «Люблю темы Родины и скитаний, любви и удали. Стихи сильны и долговечны тогда, когда они идут через личное, через частное».
                                                  Россия, Русь –
                                                  Куда я ни взгляну,
                                                  За все  твои страдания и битвы
                                                  Люблю твои избушки и цветы.
                                                  И небеса, горящие от зноя,
                                                  И шёпот ив у омутной воды
                                                  Люблю навек, до вечного покоя.
Стихи Н.Рубцова музыкальны – он наследник великой русской поэзии, заново открывший её неиссякаемые истоки. Стихи у него возникали из душевных глубин, они зарождались в лесах, полях. На стихи Рубцова написано много песен. Некоторые из них стали шлягерами.
                                                               (Звучит песня в исполнении Александра Барыкина «Букет»)
Ведущий:  А сейчас танцевальная пауза. Учащиеся приглашают учителей на танец.