Главная » Файлы » Мои файлы |
[ Скачать с сервера (5.82 Mb) ] | 12.08.2016, 17:49 | ||||||
Л10 Цели: познакомить с композиционными особенностями, жанровым своеобразием пьесы и ее творческой судьбой; формировать умение определять основной конфликт пьесы и его разрешение, формулировать авторскую позицию, подтверждая её аргументами, взятыми из текста; формировать умение высказывать свой личный взгляд на произведение и его героев Оборудование: презентация, выполненная в программе PowerPoint с использовании ем Visual Basic for Applications (VBA), аудиозаписи оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка», видеофрагменты из кинофильма «Снегурочка» Это не комедия, не драма, а именно сказка, старинная легенда о сказочной девушке, которая не знала любви. Потом полюбила всем сердцем и погибла. Это - своеобразная поэма для театра, где не всегда ясно, что сказано всерьез, а где автор лукавит. Здесь придумано все, кроме человеческих страстей, которые не могут не трогать. Любит - не любит, выберет - не выберет, разгадывают простодушные берендеи желания дочери Мороза и Весны - Снегурочки. Она не умеет любить и не хочет никого выбирать. Все окружающие Снегурочку люди затронуты чувством - подружка Купава, пастушок Лель, благородный Мизгирь. Снегурочке тайна этих чувств незнакома. Но она хочет знать, что это за чувство – любовь. Впервые пьеса была опубликована в журнале «Вестник Европы», № 9. Сразу за публикацией композитор Римский-Корсаков попросил у Островского разрешения использовать пьесу для оперы, сам написал либретто, которое драматург одобрил. Сюжет «Снегурочки» давал композитору возможность воспеть жизнь народа, протекающую просто, бесхитростно, в согласии с природой, отобразить его быт, красочные обряды. «Снегурочка» была поставлена на сцене в начале 1882 года. Зрители вспоминали о премьере: «Поставлена «Снегурочка» была роскошно... Таких постановок уже давно не бывало на нашей сцене... Костюмы даже на хористах и статистах были великолепны... Вокальное исполнение, за немногими исключениями, было вполне удовлетворительно». Островский, услышав музыкальное сопровождение, сказал: «Музыка Корсакова к моей «Снегурочке» удивительна; я ничего не мог никогда себе представить более подходящего и так живо выражающ его всю поэзию древнего языческого культа и этой сначала снежно-холодной, а позднее неудержимо страстной героини сказки». В начале XX столетия пьесу ставили в лучших русских театрах режиссеры А. П. Ленский, К. С. Станиславский. Своими постановками хотели «оживить сказку». Спектакли были настолько яркими, красочными, дорогими, что некоторые критики даже начали писать о том, что излишняя роскошь постановки уводит актеров и зрителей от самой пьесы Островского. ІІ . Сообщение обучающегося. - Кроме заголовка «Снегурочка» пьеса имеет подзаголовок «Весенняя сказка в - Как происходит зарождение конфликта? (Зарождение конфликта происходит в «Прологе» и проходит через всю пьесу: это противостояние природных стихий – Мороза и Солнца. Далее автор проецирует этот конфликт на мир людей. Далее мы видим внут ренний конфликт в душе Снегурочки: жить, не зная, что такое любовь, или, узнав чудо настоящей любви, погибнуть.) - Как изменяется главная героиня? Какой характер носят эти изменения? (По мере развития истории Снегурочки, пришедшей к берендеям (внешнего действия), мы наблюдаем изменение ее состояния: от полного равнодушия к делам сердечным и признания того, что она не способна любить, до страстного желания обрести эту способность ценой собственной жизни'(внутреннее действие). - Где происходит завязка действия пьесы? (Завязкой пьесы является финальная сцена «Пролога», когда Снегурочка решает идти к людям в поисках счастья. Кульминация происходит в сцене обретения дара любви (Д. IV, явл. 2). Развязка — финал пьесы.) Задание. Расскажите о системе действующих лиц в пьесе. Система действующих лиц соответствует характеру драматического действия и развития сюжета. Она делится на следующие группы:
- Где и в какое время года происходит действие пьесы? (Сказка начинается на границе зимы и весны в придуманной автором стране берендеев.) - Как живут берендеи? Откуда мы узнаем об их образе жизни? (Жизнь берендеев неразрывно связана с природой.) (Счастье для Снегурочки — найти себя в мире людей. Она — дочь природы, наделенная человеческими желаниями и мечтами. Ей недостаточно гармонии с природой. Она хочет найти гармонию с людьми в мире людей.) - Каким мы видим царя Берендея? (Его именем названо все племя. Он — старейшина и один из берендеев. Берендей воспринимает проблему неискренности и охлаждения чувств людей друг к другу как государственную, повлекшую за собой немилость Бога солнца Ярилы.) - Какие черты, характера русского народа вы заметили в берендеях? Что для них любовь? (Берендеи — люди с горячим сердцем, способным любить, открытым для всего прекрасного, что их окружает (людей, природы). Через любовь берендеи видят путь к спасению души в мире людей и природы.) - Почему Лель хотел, чтобы Снегурочка увидела сцену признания Купавы? (Лель хотел пробудить в Снегурочке ревность, думая, что это поможет Снегурочке полюбить. Но Снегурочка чувствует только обиду и душевную боль.) - Почему Снегурочка выбирает любовь, а не жизнь? (Снегурочка 'понимает, что, познав любовь, она погибнет. Но она также понимает, что жить без любви больше не сможет. Ее любовь может заменить целую жизнь.) - Как можно объяснить решение Весны дать дочери любовь, обрекая ее тем самым на погибель? (Дар Весны — это закон природы: «Все живое любить должно». Любовь для Снегуро чки — не погибель, а обретение жизни.) - Как восприняли финал истории любви Снегурочки и Мизгиря берендеи? (Печальный финал любви Снегурочки берендеи не восприняли как трагедию. Берендеи поняли, что жить без любви невозможно. Живя в полном согласии с природой, нужно понимать, что смерть Снегурочки — закономерна, так как снег весной тает, но при этом он питает новую жизнь, затем вырастают растения, которые, чтобы принести плоды должны умереть и т.д.) V. Напишите сочинение-миниатюру «Как я понял(а) пьесу «Снегурочка». | |||||||
Просмотров: 1230 | Загрузок: 84 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |