Воскресенье, 19.05.2024, 17:46
Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Мои файлы

Художественный мир пьесы «Снегурочка»
[ Скачать с сервера (5.82 Mb) ] 12.08.2016, 17:49

Л10
Урок №36
Тема:  
Художественный мир пьесы «Снегурочка»

Цели: познакомить с композиционными особенностями, жанровым своеобразием пьесы и ее творческой судьбой; формировать умение определять основной конфликт пьесы и его разрешение, формулировать авторскую позицию, подтверждая её аргументами, взятыми  из текста; формировать умение высказывать свой личный взгляд на произведение и его героев

Оборудование: презентация, выполненная в программе PowerPoint с  использовании ем Visual Basic for Applications (VBA), аудиозаписи оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка», видеофрагменты  из кинофильма «Снегурочка»
 I. Слово учителя о пьесе «Снегурочка»
     В 1873 г. была написана пьеса, занимающая среди произведений Островского особое положение: драматическая сказка в стихах «Снегу­рочка», одно из замечатель нейших созданий русской поэзии. «Действие происходит в стране берендеев, в доисторическое время» - такова первая ремарка «Снегурочки», «весенней сказки в четырех действиях с прологом». Эта пьеса логически связана с философскими поисками  Островского. В «Снегурочке» драматург символически формулирует  философию человека, философию жизни, философию любви.

    Это не комедия, не драма, а именно сказка, старинная легенда о сказочной девушке, которая не знала любви. Потом полюбила всем сердцем и погибла. Это - своеобразная поэма для театра, где не всегда ясно, что сказано всерьез, а где автор лукавит. Здесь придумано все, кроме человеческих страстей, которые не могут не трогать. Любит - не любит, выберет - не выберет, разгадывают простодушные берендеи желания дочери Мороза и Весны - Снегурочки. Она не умеет любить и не хочет никого выбирать. Все окружающие Снегурочку люди затронуты чувством  -  подружка Купава, пастушок Лель, благородный Мизгирь. Снегурочке тайна этих чувств незнакома. Но она хочет знать, что это за чувство – любовь.

     Впервые пьеса была опубликована в журнале «Вестник Европы»,  № 9. Сразу за публикацией композитор Римский-Корсаков попросил у Островского разрешения использовать пьесу для оперы, сам написал либретто, которое драматург одобрил. Сюжет «Снегурочки» давал композитору возможность воспеть жизнь народа, протекающую просто, бесхитростно, в согласии с природой, отобразить его быт, красочные обряды.

     «Снегурочка» была поставлена на сцене в начале 1882 года. Зрители вспоминали о премьере: «Поставлена «Снегурочка» была роскошно... Таких постановок уже давно не бывало на нашей сцене... Костюмы да­же на хористах и статистах были великолепны... Вокальное исполне­ние, за немногими исключениями, было вполне удовлетворительно». Островский, услышав музыкальное сопровождение, сказал: «Музыка Корсакова к моей «Снегурочке» удивительна; я ничего не мог никогда себе представить более подходящего и так живо выражающ его всю поэзию древнего языческого культа и этой сначала снежно-холодной, а позднее  неудержимо страстной героини сказки».

    В начале XX столетия пьесу ставили в лучших русских театрах ре­жиссеры А. П. Ленский, К. С. Станиславский. Своими постановками хотели «оживить сказку». Спектакли были настолько яркими, кра­сочными, дорогими, что некоторые критики даже начали писать о том, что излишняя роскошь постановки уводит актеров и зрителей от самой пьесы Островского.

ІІ . Сообщение обучающегося.
ІІІ. Анализ художественных особенностей пьесы.

-   Кроме  заголовка «Снегурочка» пьеса имеет подзаголовок «Весенняя сказка в   
    четырёх действиях с прологом», иными словами,  перед нами  пьеса-сказка.
-   В чем заключается конфликт пьесы «Снегурочка»?

-   Как происходит зарождение конфликта?

(Зарождение конфликта происходит в «Прологе» и проходит через всю пьесу: это противостояние природных стихий –  Мороза и Солнца.  Далее автор проецирует этот конфликт на мир людей.  Далее мы видим внут ренний конфликт в душе Снегурочки: жить, не зная, что такое  любовь, или, узнав чудо настоящей любви, погибнуть.)

-    Как изменяется главная героиня? Какой характер носят эти изменения?

(По мере развития истории Снегурочки, пришедшей к берендеям (внешнего действия), мы наблюдаем изменение ее состояния: от полного равнодушия к делам сердечным и признания того, что она не способна лю­бить, до страстного желания обрести эту способность ценой собственной жизни'(внутреннее действие).

-    Где происходит завязка действия пьесы?

(Завязкой пьесы является финальная сцена «Пролога», когда Снегурочка решает идти к людям в поисках счастья. Кульминация происходит в сцене обретения дара любви (Д. IV, явл. 2). Развязка — финал пьесы.)

Задание.

Расскажите о системе действующих лиц в пьесе.

Система действующих лиц соответствует характеру драматического действия и развития сюжета. Она делится на следующие группы:

Действующие лица, воплощающие природные силы и стихии

Весна, Мороз, Леший, птицы, Солн­це (внесценический персонаж)

Действующие лица, представляю­щие мир берендеев

Бобыль, Бобылиха, Купава, Лель, Мизгирь, царь Берендей Мураш, Бермята и др.

Снегурочка — дитя природы, живущее в мире людей

-    Где и в какое время года происходит действие пьесы? (Сказка начинается на границе зимы и весны в придуманной автором стране берендеев.)

-    Как живут берендеи? Откуда мы узнаем об их образе жизни? (Жизнь берендеев неразрывно связана с природой.)
-   Что такое счастье для Снегурочки? Зачем она хочет пойти к людям?

(Счастье для Снегурочки — найти себя в мире людей. Она — дочь приро­ды, наделенная человеческими желаниями и мечтами. Ей недостаточно гармонии с природой. Она хочет найти гармонию с людьми в мире людей.)

-   Каким мы видим царя Берендея?

(Его именем названо все племя. Он — старейшина и один из берендеев. Берендей воспринимает проблему неискренности и охлаждения чувств лю­дей друг к другу как государственную, повлекшую за собой немилость Бога солнца Ярилы.)

-    Какие черты, характера русского народа вы заметили в берен­деях? Что для них любовь?

(Берендеи — люди с горячим сердцем, способным любить, открытым для всего прекрасного, что их окружает (людей, природы). Через любовь берендеи видят путь к спасению души в мире людей и природы.)

-    Почему Лель хотел, чтобы Снегурочка увидела сцену призна­ния Купавы?

(Лель хотел пробудить в Снегурочке ревность, думая, что это помо­жет Снегурочке полюбить. Но Снегурочка чувствует только обиду и ду­шевную боль.)

-    Почему Снегурочка выбирает любовь, а не жизнь? (Снегурочка 'понимает, что, познав любовь, она погибнет. Но она также понимает, что жить без любви больше не сможет. Ее любовь мо­жет заменить целую жизнь.)

-    Как можно объяснить решение Весны дать дочери любовь, обрекая ее тем самым на погибель?

(Дар Весны — это закон природы: «Все живое любить должно». Любовь для Снегуро чки — не погибель, а обретение жизни.)

-    Как восприняли финал истории любви Снегурочки и Мизги­ря берендеи?

(Печальный финал любви Снегурочки берендеи не восприняли как тра­гедию. Берендеи поняли, что жить без любви невозможно. Живя в полном согласии с природой, нужно понимать, что смерть Снегурочки — законо­мерна, так как снег весной тает, но при этом он питает новую жизнь, затем вырастают растения, которые, чтобы принести плоды должны умереть и т.д.)
ІV. Подведём итоги

- Перечислите основные черты художественного мира пьесы «Снегурочка».
- Почему Н.Добролюбов называл произведения Островского пьесами жизни? Можно ли это определение отнести и к «Снегурочке»?
 - Какие проблемы поднял Н.А.Островский в пьесе, и  выскажите своё отношение к ним.

V. Напишите сочинение-миниатюру «Как я понял(а) пьесу «Снегурочка».
 

Категория: Мои файлы | Добавил: NATALI
Просмотров: 1230 | Загрузок: 84 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: